Запрет на пересылку из США литиевых батарей не скажется на россиянах
Запрет Почтовой службы США (USPS) на международную пересылку литиевых аккумуляторов и содержащих их устройств не окажет заметного влияния на большинство российских потребителей, хотя и может привести к подорожанию доставки в Россию попадающих под запрет грузов из-за вынужденного использования альтернативных сервисов, полагают эксперты, опрошенные РИА Новости.
В начале этого месяца USPS объявила о намерении с 16 мая ввести запрет на международную пересылку литиевых батарей и содержащих их устройств, так как они внесены в список потенциально опасных товаров. Запрет, введенный USPS, сама компания связывает с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ICAO).
На литиевых аккумуляторах работают почти все современные мобильные устройства, от телефонов до ноутбуков. Из-за завышенных цен на электронику в РФ по сравнению с другими странами, а также более поздний срок появления в продаже популярных гаджетов — к примеру, Apple iPhone и iPad, — некоторые российские потребители предпочитают удаленную покупку за рубежом с доставкой. По мнению экспертов, опрошенных РИА Новости, подавляющая часть россиян таких покупок не совершает, а те, для кого они являются обыденностью, найдут другие способы доставки, либо закажут товар не из США, а из Европы или Юго-Восточной Азии.
«В России очень малая часть потребителей покупает технику за границей с доставкой. Я думаю, это 10-20 тысяч человек (не более 50 тысяч) на всю страну. Тем самым, на российский рынок в целом запрет Почтовой службы США повлияет мало», — сказал РИА Новости президент крупнейшего российского сотового ритейлера «Евросеть» Александр Малис.
Эксперт аналитического агентства J’son&Partners Сергей Савин и аналитик исследовательской компании IKS-consulting Максим Савватин также не нашли значимым для большинства россиян новое правило американской почты.
Посредники подсуетятся
Представитель ритейлера Re:Store уверен в том, что запрет, вводимый USPS, не окажет влияния на традиционный канал поставок мобильной техники, а директор по закупкам крупного российского дистрибутора «Марвел-Дистрибуция» Алексей Запотылок назвал последствия введения ограничения исчезающе малыми для российского рынка дистрибуции. С позиции этих компаний, продажи с доставкой из-за рубежа никогда не были массовыми и не конкурировали с обычной розницей.
Иначе дело обстоит с теми компаниями, которые помогают российскому потребителю сделать заказ за рубежом. Малис указывает на то, что есть не так много стран, которые сравнятся с США по привлекательности цен на технику, а потому компании-посредники, через которые, как правило, заказывается товар, будут искать другие способы доставки в Россию из США.
С Малисом соглашается Савин, хотя эксперт указывает также на то, что с США по привлекательности цены иногда могут тягаться страны Юго-Восточной Азии, и приводит в пример Гонконг и Сингапур. Что до посредников — к примеру, интернет-аукционов или онлайн-магазинов, — им, по мнению Савина, придется адаптировать тарифы к новым условиям и видоизменять схему доставки.
Представитель одного из таких посредников — онлайн-ресурса Ebaytoday.ru — Максим Попов сообщил РИА Новости, что его компания не видит принципиальных сложностей для клиентов, предлагая, в частности, выбирать вариант собственной доставки Ebaytoday для случаев, попадающих под ограничение USPS.
«Разница в сроках доставки между, скажем, EMS (Express Mail Service, наиболее дорогой способ доставки почтой США — ред.) и нашей доставкой для получателя будет незаметна или практически незаметна, а стоимость пересылки будет ощутимо ниже. Товар будет переправляться на грузовом самолете, либо морским транспортом до Европы, а оттуда — уже в Россию, до места назначения», — сказал Попов.
На сайте компании для EMS указан срок доставки 7-14 дней, а для собственного сервиса — 4-6 недель. За доставку в Москву из США груза, по габаритам и массе схожего с планшетом Apple iPad в оригинальной упаковке, в первом случае предлагается заплатить примерно 54 доллара, а во втором — около 24 долларов.
Кроме почты, есть и глобальные службы экспресс-доставки, в которых ограничений на перевозку литиевых аккумуляторов нет — DHL, FedEx, TNT и другие, но использование их относительно дорого, а работа их в России не очень хорошо развита.
Савин обращает внимание на то, что почта не только дешевле, но и удобнее с точки зрения соблюдения таможенных формальностей. «Товару, доставленному через USPS, проще преодолеть российскую таможню, нежели аналогичному отправлению, заказанному в международных службах доставки, таких как, к примеру, DHL или FedEx», — сказал Савин.
«Посылки все равно будут проходить, вряд ли будут контролировать каждое отправление, так как их очень много, и не только в России покупают технику из США», — полагает Савватин. По его мнению, нововведение американской почты оттянет часть заказов мобильных устройств из России на Западную Европу, а сама техника станет обходиться несколько дороже для потребителя.
Согласно опубликованным в марте данным Федерального управления гражданской авиации США (FAA), с марта 1991 года известно о 121 индциденте, связанном с батареями, при пассажирских и грузовых авиаперевозках. В сентябре 2010 года, недалеко от Дубая, загорелся в полете, а затем разбился грузовой Boeing 747-400, на борту которого было более 80 тысяч литевых батарей, но сами батареи в качестве причины аварии официально не назывались.
К рекомендациям ICAO, кроме США, прислушалась Австралия. Почтовая служба США рассчитывает, что к январю 2013 года рекомендации в отношении почтовой перевозки литиевых аккумуляторов, станут более мягкими.