Выставка «Век спорта» в Третьяковке вернула в советский рай


Выставка «Век спорта» в Третьяковке вернула в советский рай

Выставка приурочена к подписанию декрета об образовании Советов физкультуры трудящихся РСФСР (по сути, Минспорта), которое состоялось 23 июня 1923 года. После чего на просторах раннесоветского государства развернулась пропаганда здорового образа жизни, которая была подхвачена трудящимися с искренней ретивостью.

Первым решением новообразованного совета физкультуры стало постановление о проведении Всероссийского праздника физкультуры и спорта. Праздник проводился в рамках Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, ради которой на пустыре, где теперь располагается Западное крыло Третьяковки, были построены павильона и первый в СССР стадион. Он занимал это место до конца 1930-х.

Собственно, на этом периоде и сделан акцент. Открывает выставку лайтбокс с репродукцией картина Александра Самохвалова «Девушка в футболке» 1932 года, светящаяся под красным лозунгом: «Вся страна – наш стадион».

В темном углу напротив нее сиротливо стоит скрученное в узел табло Аристарха Чернышева с текстом про спорт. Это вступление – намеренно или нет – задает тон выставке, где современное искусство оказывается на обочине, а незабвенное советское правит бал.Из постсоветского времени тут всего две вещи: помимо работы Чернышева на фасаде Третьяковки, что выходит на набережную, есть мурал уличных художников «Новой волны». Довольно формальный.

Сама же выставка переносит нас в советский спортивный рай. Экспозиция решена так, будто мы оказываемся на стадионе – с большими арочными пролетами и свойственными советской архитектуре пространственными решениями.

Всего залов девять. Центральный – самый большой, напоминает арену. Каждому разделу – свой вид спорта: футбол, гимнастика, легкая атлетика, стрельба, борьба, коньки, шахматы… Ни один из них не обошелся без превосходных работ Дейнеки, Самохвалова и Пименова, которые не только живописали спортивную тему, но и сами немало времени проводили на стадионах. Например, Юрий Пименов играл в футбол и был заядлым болельщиком, а Александр Дейнека занимался боксом. Вся советская классика перед нами – тут и Георгий Нисский, и Виктор Попков…Неожиданным может показаться присутствие картины «Опять двойка» Федора Решетникова, широко известной по советским учебникам. Однако только на первый взгляд. Если присмотреться к портфелю пристыженного за неуспеваемость мальчика, то увидите торчащие оттуда коньки. Двойку школьник схлопотал, прогуляв уроки ради спорта.

Из описания можно узнать, что многие забивали на уроки ради спорта, а взрослые, сломя голову, после работы бежали с коньками на лед, или в бассейн, или за шахматный стол. Увлечение спортом было массовым и тотальным. По крайне мере, такой вывод следует из представленного многообразия.Кажется, самая поздняя работа на выставке принадлежит кисти Сергея Шерстюка и изображает велосипедиста, мчащегося в одних шортах и кроссовках, с плеером в ушах. То есть по факту перед нами не век спорта, а несколько десятилетий, и именно что советского спорта. Выходит, что название не отражает содержания. Стоило бы называть выставку – «Век советского спорта» или просто «Советский спорт».

Почему же выпала современность? Возможно, проекты, народившиеся после распада СССР, не вписались в концепцию выставки, ведь большинство из таковых несколько шире спорта, затрагивают в том числе и социальную проблематику, обременены конфликтом и концептуальным подтекстом, который тут явно оказался лишним. Здесь – праздник спорта, культ тела, олимпийский размах и высота. Словом, правильная семантика-лозунг, которая сегодня звучит в нужном ключе.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.