Театр МДМ поставил Бродвею «шах и мат»
В условиях частичного пандемического локдауна, когда что ни день, то новая отмена, штраф или ковид-скандал, состоявшаяся театральная премьера – само по себе событие. Но эта эпидемиологическая страница – лишь часть непростой и захватывающей истории легендарного бродвеского мюзикла «Шахматы», который спустя 36 лет все же увидел российский зритель в театре МДМ. С премьерного показа – корреспондент «МК».Даже если вы никогда не слышали о легендарных «Шахматах», не знаете кто такие Тим Райс, Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус, а мюзикл вызывает у вас прямую ассоциацию с ариями диснеевских принцесс, вам необходимо оказаться в Театре МДМ. Как минимум из-за эксклюзивной возможности увидеть своими глазами техническое великолепие истинно бродвейского мюзикла, пока театры Нью-Йорка закрыты до мая 2021 года. А как максимум, чтобы проследить за финалом захватывающей истории создания, проката и реализации российской версии, которая сама по себе достойна отдельной постановки.
Еще в 1973 году Тим Райс задумал музыкальное произведение о противоборстве Востока и Запада. А «матч века» за звание чемпиона мира по шахматам между Борисом Спасским (СССР) и Бобби Фишером (США) был идеальной метафорой для этого. Однако сюжетной основой мюзикла стала история не менее знаменитого матча между Анатолием Карповым и советским невозвращенцем Виктором Корчным, который в 1976-м отказался возвращаться в СССР после турнира в Нидерландах, где попросил политического убежища.
В 1983-м Райс вместе с экс-участниками группы ABBA Бенни Андерссоном и Бьорном Ульвеусом приезжают «на разведку» в Советский Союз, где встречаются с Аллой Пугачевой. Именно она должна была сыграть Светлану, жену русского шахматиста Анатолия Сергиевского, от которой он сбежал на Запад. Но примадонна отказалась от роли ради семьи. «Одиннадцать месяцев надо было провести на репетиции, а это уже приравнивалось бы к бегству», – позже рассказала она.
На этом история мюзикла в СССР не закончились. После оглушительного успеха постановки и концерт-альбома по всему миру, Союз продолжает всячески блокировать «Шахматы» – вплоть до изъятия пластинок прямо из почтовых отделений. Единственное, что удалось сделать, это однажды сыграть на телевидении тему из успешного номера I Know Him So Well по просьбе Пугачевой. Так что «Шахматы» для русских не просто желанная пластинка вроде «Белого альбома» The Beatles, а родственная во всех смыслах история.
В центре событий не любовь, которую привыкли видеть мюзикловые зрители, а геополитика. «Шахматы» – это интеллектуальная борьба личностей, систем, государств под узнаваемую музыку ABBA с аллюзиями на симфоническое звучание, классический рок и зажигательное диско. Как и в прежних мюзиклах МДМ, на сцене снова блистает Анастасия Стоцкая (Флоранс Васси). Но в отличие от предыдущих работ, в «Шахматах» ее сильный вокал получил драматическое обрамление. Ее партнерами и возлюбленными в разные периоды повествования стали Александр Суханов (Анатолий Сергиевский) и Александр Бобров (Фредди Трампер), которые не только вокально соответствуют сложной стилистике мюзикла, но и драматически увлекают зрителя в сюжет.
Благодаря автору русского текста Алексею Иващенко и режиссеру Евгению Писареву возможные клише и анахронизмы «холодной войны», допустимые в 1984-м, актуализированы до реалий 2020-го. Так, например, из оригинальной пьесы убрали цэрэушника Уолтера. «Я не хотел делать историю цэрэушника и кагэбэшника, которые управляют людьми. Слишком это упрощенно и схематично», – объясняет Писарев.
Невозможно оставить без внимания декорацию, которая, пусть и является вспомогательным элементом спектакля, восхищает своей мощью и подвижностью. Это три яруса: два из которых отданы артистам, а на третьем располагается оркестр. К слову, все оборудование для постановки привезли из Британии, Германии и Голландии, а для мобильной 30-тонной декорации пришлось даже укреплять планшет сцены театра МДМ. За 2,5 часа она переносит зрителя из аэропорта в гостиницу, оттуда на шахматный турнир и в бары Бангкока.
В спектакле немало многоступенчатых философских метафор, психологических рефлексий и интеллектуальных ходов, каждый из которых можно оспорить. Зрителю не предлагают готовый вывод, не показывают путь хлебными крошками к пряничному домику. Ему дают право самостоятельно думать, слушать и решать, каким будет следующий ход.