Столица часовой доступности
О перспективах высокоскоростного движения через Смоленск, билетах за полцены и новых удобствах для пассажиров рассказали на форуме железнодорожников в конце ноября.
29 ноября в Москве состоялся III съезд железнодорожников. Мероприятие, состоявшееся в год 180-летия этого вида транспорта в России, было посвящено подведению итогов и перспективам отрасли. В представительном форуме, собравшем около 3 тысяч делегатов со всей страны, приняли участие вице-премьеры Аркадий Дворкович и Ольга Голодец, министр транспорта Максим Соколов, гендиректор ОАО «РЖД» Олег Белозеров. Особенно теплый прием оказали железнодорожники президенту Владимиру Путину.
В этот день больше говорили, понятное дело, о достижениях. «Железнодорожная отрасль всегда будет иметь стратегическое значение для нашей страны в силу ее географических особенностей, в силу того, что наша экономика строилась на каркасе железнодорожного транспорта. Сегодня цифры об этом ярко свидетельствуют: если не считать трубопроводный транспорт, то 87% грузооборота и 28% пассажирооборота приходится на железные дороги», — констатировал Аркадий Дворкович, председатель совета директоров ОАО «РЖД».
Новые тенденции
Предшествующий съезду день топ-менеджеры РЖД посвятили общению с журналистами. Многие тенденции, о которых шла речь, касаются и смолян. Например, «цифровизация» — уже сейчас около 45% билетов покупаются через электронные сервисы. Причем чем выше скорость, тем выше доля таких продаж. Например, на курсирующий между Москвой и Петербургом стремительный «Сапсан» (время его пребывания в пути планируют сократить до 3 часов 30 минут!) она доходит до 80%.
Также говорили об улучшении условий перевозки маломобильных пассажиров – увеличивается парк специализированных вагонов для перевозки инвалидов. Сейчас таких специально оборудованных подвижных единиц уже свыше 650, а будет еще больше. Или интеграция объектов железнодорожной инфраструктуры в культурное и социальное пространство населенных пунктов. По словам главы РЖД Олега Белозерова, «мы обязаны сформировать новый облик вокзалов, сделать их естественной частью городского ландшафта, точками притяжения, центрами культурной жизни, «домом» для наших пассажиров, в котором находиться комфортно, а возвращаться радостно и приятно».
И, конечно же, на повестке дня — внедрение новых стандартов удобства на железной дороге. «Требуется изменить подходы к обновлению подвижного состава. Сейчас у людей совершенно иные понятия о комфорте, нежели 10 и тем более 20 лет назад. И речь не просто о кондиционерах, Интернете или качестве питания. Это уже привычная норма. В идеале человек вообще не должен замечать, что он едет в поезде. Любая деталь, любая мелочь обязаны быть такими же удобными и понятными, как и в повседневной жизни», — заявил гендиректор РЖД. В планах госкорпорации — оснастить поезда дальнего следования детскими игровыми комнатами, душем (сейчас такая услуга предоставляется в 92 составах), на вокзалах внедрить систему «электронная очередь», двуязычную систему информирования и многие другие новшества.
Кстати, введение новаций ускоряет тот факт, что в следующем году Россия принимает мундиаль.
«В следующем году нам предстоит организация работы с большими потоками пассажиров во время проведения чемпионата мира по футболу. Спрос на транспортные услуги будет очень большой. Мы это уже увидели на репетиции, которую проводили, перевозя болельщиков Кубка конфедераций. Думаю, компания РЖД с этими задачами справится, мы полностью готовы к осуществлению данной перевозки», — отметил один из спикеров.
Была затронута и тема сохранения и развития сети пригородных перевозок, которые сейчас обеспечивают региональные пассажирские компании (в нашем случае — Центральная ППК). Это сфера ответственности региональных властей: что они закажут, то железнодорожники готовы исполнить, отметил директор ОАО «РЖД» по пассажирским перевозкам Дмитрий Пегов.
Механизмы госзаказа на местное сообщение и финансирования социально значимых направлений должны быть определены в законе «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ», который сейчас разрабатывается. Пока же в нормативной базе «декларируемая законодательством обязанность субъектов осуществлять организацию транспортного обслуживания в регионах на практике не дает четкого трактования порядка взаимодействия с перевозчиками, содержания взаимных обязательств и требуемого уровня обслуживания…
С целью восполнения этих пробелов подготовлен и проходит согласования проект федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ». Он предусматривает переход на государственный заказ конкретных маршрутов посредством проведения конкурсной процедуры заключения организационного транспортного договора. Также определяется ответственность участников организации гарантированного обеспечения потребности населения в железнодорожных перевозках».
Как рассказал Дмитрий Пегов, с 10 декабря вводятся новый график движения и план формирования поездов. По холдингу будет ускорено движение 413 составов, общее количество поездов категории «скорый» и «скоростной» увеличится с 346 до 350 и составит почти 63% от общего количества. Будут назначены 10 новых экспрессов Москва — Вязьма, Москва – Пенза и другие.
Кстати, общие размеры движения пассажирских поездов дальнего следования составят 558 пар поездов в 405 различных сообщениях. Для обеспечения перевозок пассажиров будут сформированы 1143 состава (в этом году было 1123). Общие размеры пригородного движения в графике следующего года увеличатся на 45 пар поездов и составят 3660 пар (в этом году было 3615).
«Евразия» приблизит столицу к Смоленску
Напрямую смолян касается тема высокоскоростного движения, которой на форуме уделили много внимания. В одном из докладов прозвучала такая цифра: сейчас в России чуть более 1200 км скоростных линий, притом что, например, в Китае — в десятки раз больше. Но подвижки в этом плане не за горами.
По словам Олега Белозерова, ключевым элементом развития железных дорог должна стать высокоскоростная грузопассажирская магистраль «Евразия». Участие в этом проекте на участке от Москвы до Берлина было предложено консорциуму «Немецкая инициатива», в который входят Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn и другие компании. Протяженность этого участка составляет 1852 километра, стоимость его строительства оценивается в 2,86 трлн рублей.
Конкретные сроки не называются — пока инициатива в стадии проработки. Однако «не нужно считать фантастическим проект высокоскоростного железнодорожного транспортного коридора Москва — Пекин. Это глобальный геополитический проект, сопоставимый с Суэцким каналом, Евротоннелем, Транссибом и другими созидательными инфраструктурными решениями, которые изменили логистику континентов, да и планеты в целом», — считает министр транспорта РФ Максим Соколов.
Стоимость российского участка ВСМ «Евразия» протяженностью 2366 км оценивается в 3,58 трлн рублей. Предполагается, что ВСМ по России пройдет от станции Красное в Смоленской области, на границе с Белоруссией до станции Золотая Сопка (Челябинская область, недалеко от границы с Казахстаном).
Предполагается, что путь от Северного Китая до Европы составы смогут преодолевать всего за сутки. Ранее сообщалось, что в июле ОАО «РЖД» и Китайские железные дороги (China Railway Corporation) начали подготовку технико-экономического обоснования строительства ВСМ Пекин — Москва — Европа. Этот проект может быть реализован к 2035 году.
В настоящее время идет проектирование участка Москва – Казань протяженностью около 770 км, который может стать частью высокоскоростной магистрали «Евразия». Начало строительства ВСМ Москва — Казань запланировано на 2018 год, ввод в эксплуатацию – на 2023 год.
Если учесть, что в перспективе поезда смогут ускоряться до 450 километров в час, а размер агломерации определяется часовой транспортной доступностью, то Смоленск может стать «ближним пригородом» столицы.
Билеты — за полцены
Дмитрий Пегов отметил, что сейчас ведется работа по запуску новых маркетинговых акций. Например, акция «Новогодние каникулы» — на 80 дополнительных поездов, назначенных в период праздников, предполагает 50%-ную скидку на верхние места в купе в поездах отправлением 22.12 — 10.01. 31 декабря в рамках «Новогодней ночи» пассажиры получат минус 50% на все плацкартные места и на верхние места в купе.
По прогнозу Федеральной пассажирской компании, инициативой воспользуются более 100 тысяч пассажиров. Специальные тарифы в СВ и «Люкс» в рамках программы лояльности «РЖД-БОНУС: СВ по цене КУПЕ» будет действовать в период с 25.11 по 31.12. Еще одна акция — «Низкий сезон». Планируется реализация специальных тарифов в купейных вагонах поездов с низким прогнозным спросом.