Создается правовая база для деятельности по взысканию просроченных задолженностей
В этом году планируют принять законопроект «О деятельности по взысканию просроченной задолженности», который фактически легализует российский коллекторский бизнес.
Законопроект был предложен еще в прошлом году. Документ предполагает создание правовой базы для деятельности по взысканию просроченной задолженности, а также определение полномочий, порядка, способов и принципов взыскания просроченной задолженности.
Согласно законопроекту коллекторов обяжут создавать профильные саморегулируемые организации. Будет складываться особое взаимоотношение между кредиторами, коллекторами и должниками. Кредитору нельзя будет пользоваться одновременно услугами нескольких агентов для взыскания одной и той же задолженности. Коллектору разрешается звонить должнику, кроме промежутка времени с 22:00 до 6:00. Также разрешены личные встречи, рассылка писем, сообщение о долгах через Интернет. Но есть одна важная оговорка: «надоедать» можно три раза в день – и не чаще, чем два раза в час. Есть предложение внести административную ответственность в отношении коллектора (штраф в размере 2,5–5 тысяч рублей).
Сотрудники управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области также ведут активную работу по взысканию кредиторской задолженности. Они отмечают, что с каждым годом количество подобных производств растет.
Работники коллекторских агентств отмечают некоторые недостатки в законопроекте. Например, в документе говорится о праве коллекторов запрашивать в органах власти информацию о должнике, а также получить доступ к кредитным структурам. Но перечня конкретных структур пока нет.
Как рассказали «Смоленской неделе» в одном из коллекторских агентств, чаще всего коллектор сам определяет, кому и когда нужно звонить:
– Мы, если так можно выразиться, надоедаем своими звонками только тем людям, которые являются злостными неплательщиками. Как правило, мы заранее стараемся договориться с заемщиком обо всех нюансах оплаты долга.
Сотрудники управления Роспотребнадзора отмечают, что в службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поступают обращения смолян, на собственном примере познавших методы работы некоторых коллекторских агентств. В результате анализа обращений выяснилось, что коллекторы зачастую используют различные формы унижения человеческого достоинства, угрозы и запугивание. Если раньше основной формой работы коллекторов были телефонные звонки с напоминаниями о долге, поступающие непосредственно самим заемщикам, то теперь все чаще звонят родственникам. При этом коллекторы используют различные угрозы: произвести опись имущества, лишить родительских прав, привлечь к уголовной ответственности и т.д., что является противозаконным.
Автор: Варвара Воронцова
Смоленская неделя.