Самарский театр оперы и балета представил премьеру
Хореографическую новеллу на музыку Дмитрия Шостаковича (большая часть оркестровых полотен хорошо знакома публике) зал встретил овациями и долго не отпускал артистов со сцены. Все было весомо, зримо, но не грубо… Даже сам глашатай революции поэт Владимир Маяковский предстал пред публикой в первом отделении спектакля в роли лирического хулигана. На большом экране показали одноименный немой фильм (1918 года), снятый по сценарию Маяковского, где он сыграл и главную роль. Исторические кадры сопровождала виртуозная игра тапера — музыканта и композитора Ильи Кузнецова.
Второе отделение спектакля занял собственно балет. Его либретто написано Александром Белинским по сценарию только что увиденного кино. Хореографической решение к нему придумал балетмейстер Константин Боярский. Премьера состоялась в 1962 году в Малом оперном театре. И за короткий срок спектакль, который едва был не запрещен тогдашним секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым за усмотренное в нем тлетворное влияние запада, разлетелся по десяткам театров страны. Но потом интерес к нему поутих, а зря…. Во всяком случае, зал «Шостакович Опера Балет» признал его интересным, талантливым и актуальным. Как поделилась одна из зрительниц, «в хулиганы у нас записывают по разнарядке, не желая понять человека…»
На самарской сцене появилась реконструкция оригинальной версии балета. Но при всем уважении к деталям театр выступил и новатором, впервые совместив на сцене две версии одной истории — кино и хореографию.
Балетмейстер-постановщик Сергей Мохначев, сам в прошлом исполнитель роли Хулигана, рассказал, что передавать опыт молодым артистам это ответственный и очень интересный процесс.- Танцую я, но только в их телах, их ногами. Сейчас у меня есть возможность передать весь опыт, который копился годами, — отметил он.
Евгений Хохлов, худрук и главный дирижер театра, дирижер-постановщик спектакля поделился с корреспондентом «РГ», что для масштабной работы была подобрана и разно-жанровая музыка:
— Галопы, польки, адажио. В партитуру вошли фрагменты из музыки Шостаковича к кинофильмам. Все знакомое проникновенное. Для оркестра — это любимая музыка, ведь что ни номер, то хит. Зрители будут приятно удивлены узнаванием звучащих произведений, в том числе, например, из нашей оперетты «Москва, Черемушки».
Создателям действительно удалось воплотить мелодраматический сюжет без сантиментов, а бытовой фон «отретушировать» пародийно-юмористическим штрихом. Истинной радостью для зрителя стал образ Хулигана — этакий рубаха-парень, молодой, безрассудный, пылкий. И «хулиганство» у него — лишь мальчишеская бравада гордого и ранимого существа.
«Минимум эмоций на лице и максимум в танце», — так определила поставленную задачу режиссера одна из исполнительниц Барышни заслуженная артистка РФ Ксения Овчинникова:
— «Барышня» научила меня быть сдержаннее — это не совсем мой характер. Она учительница — пример для всех, и никто не должен видеть ее проблемы и страхи. Но если бы хулиган не погиб, несмотря на разницу в характерах, их любовь была бы возможна.
А раз любовь, да еще темперамент исполнителей, то душа все равно рвется через все условности. Барышня на самарской сцене получилась лирическая, нежная и совсем не робкая. И даже то, что история обрывается жаркими объятиями на пороге счастья (Хулиган умирает на руках у Барышни), не делает ее менее волнующей. Восходящее на заднике-горизонте солнца дает надежду.
Сценография минималистическая, но достаточная, чтобы направлять, но не отвлекать от действия (художник-постановщик — Андрей Войтенко). На заднике, выполненном в стилистике «Окон Роста» Маяковского, появляется то унылая дорога, то провода-направления, то дом с единственным фонарем. И все они работают на то, чтобы подчеркнуть движение героев: Барышня из холодной мещанки превращается в чувственную женщину, а дерзкий Хулиган — в любящего героя, пусть даже и ценой собственной жизни.