Ростелеком засматривается за госграницу


Ростелеком засматривается за госграницу

Обсуждать и делать выводы по заявлениям генерального директора той или иной компании — задача ее акционеров, в том числе и миноритарных. Но как только я слышу о том, что какие-либо российские телеком-компании начинают «навострять лыжи» за государственные границы государства или стран СНГ, такое желание вызывает единственный вопрос «зачем?». Ведь рынок здесь и именно здесь еще не до конца построен, в стране закопано огромное количество денег, особенно на доступе в Интернет. Или такой подход — желание увеличить котировки своих акций, или это перманентное желание отдельных менеджеров «помыть сапоги в Индийском океане». Теперь вот это сделать решили в «Ростелекоме».

Если посмотреть на европейские телеком-компании, которые присутствуют в России со своими управленцами или работая через участие в капиталей компаний, то ситуация складывается двоякая. С одной стороны, они пришли сюда для завоевания развивающегося рынка еще в 90х годах и во многом определили направление движения с точки зрения технологий и специфики построения бизнеса. С другой, у иностранцев есть вполне четкая категория обслуживания — крупные транснациональные или, на худой конец, европейские и американские компании, с которыми они работают на родине. Причем, Россия для многих из них далеко не единственный зарубежный рынок и разворачивать здесь бизнес им привычно — все идет по накатанной, с учетом региональной специфики налогообложения и конкуренции. Хотя, иногда случаются и «обломы» — вспомним неудачу Tele2 с частотами на 3G и LTE.

А вот куда собрались российские компании в своем желании «сплавать за три моря»?

Мы, кстати, не будем рассматривать как зарубежный бизнес организацию российскими операторами связи точек присутствия на крупных телекоммуникационных узлах, где сходятся магистральные линии связи операторов всего мира (они есть в Европе, в Китае и т.д.), также вбросим из этого списка роуминг. Все это типичное обеспечение российского сегмента бизнеса.

Главное все-таки — это открытие представительства или покупка зарубежного актива, на который вешается родной логотип и этот самый актив начинает работать на благо «материнской» компании. Одно время активными покупками и строительством занимались «ВымпелКом» и МТС – на волне богатых инвестиций все шло хорошо, но потом число релизов с иностранными новостями стало таять по вполне очевидным причинам: слишком сильна региональная специфика ведения бизнеса. А именно – не получалось договариваться нормально с представителями местных властей и «чувствовать рынок». В итоге, к примеру, сейчас активы «ВымпелКом» в Юго-Восточной Азии не так, чтобы уж очень хороши по финансовым показателям: долгое время ими пришлось рулить лично г-ну Изосимову, так как не могли найти вменяемого управленца на эту должность. Сейчас, в связи с объединением с Wind Telecom, их развитием особенно никто заниматься не будет — хватит дел по интеграции свежеприкупленного.

У МТС тоже был громадный замах по планам, результатов — на копейку. Недавние скандалы с активами МТС в странах СНГ (откуда компанию просто выбросили) и, мягко говоря, не самым большим успехом в Индии показывают, что все эти сети можно считать только что венчурными инвестициями с высоким риском и неконтролируемыми перспективами развития. Кстати, в Белоруссии у МТС вообще моет случистя анекдот, если половину ее дочерней компании у государства купит… «Ростелеком» 🙂

Про единственный зарубежный актив «МегаФон» и говорить-то можно только с улыбкой – мини-оператор в Таджикистане только и нужен, чтобы называть оператора связи «международным».

Идеально и, можно без тени сомнения сказать качественно, операторами освоена Украина: здесь все крупные активы принадлежат российским компаниям с международным участием. Укртелеком, конечно, из этого списка мы исключаем — у него таких акционеров нет.

В этой связи весьма забавными выглядят планы того самого «Ростелекома» в отношении экспансии в страны СНГ — неужели там серьезно на это расчитывают? Совсем недавно президент компании Александр Провоторов сказал, что «Мы заинтересованы в приобретении мобильных активов. В России мало что осталось для продажи, мы смотрим на СНГ. Помимо документации по продаже 51-процентного пакета совместного российско-белорусского ООО «МТС», принадлежащего белорусскому государству, величина сделки по которой составляет около 1 млрд. долл., он отметил, что есть еще «один-два актива в Средней Азии, которые можно посмотреть». И, кажется, намекнул, что на этом оператор не остановится.

Сразу оговорюсь что сил для этого у компании нет. Сейчас «Ростелеком» в стадии поглощения и интеграции активов сотовой связи (речь в основном про «Скай Линк», с которым Мегателекомчик уже обменялся управленцами) — желание построить качественного четвертого игрока на этом поле оттянет миллиарды долларов в самое ближайшее время и будет для компании приоритетом номер один. Второй момент — это удержание доли абонентов фиксированной связи с желанием быстро перевалить 7 млн. контрактов на российском рынке и начать-таки нормальные операции в столице, где компания активно растет. На это тоже нужны средства — в том числе для скупки еще оставшихся более-менее интересных местечковых операторов связи с базами от 8-12 тыс. контрактов. Поэтому выход в СНГ — это только красивая сказка, в которую предлагается поверить… будущим инвесторам оператора связи — ведь буквально на днях Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) разрешила обращение за рубежом 60 млн. 707 тыс. привилегированных акций (24,99% акций этого типа) ОАО «Ростелеком». Причем, выход на Лондонскую фондовую биржу «Ростелеком» намерен осуществить до конца этого года.

Именно с выходом на международную биржу связана и значительная часть новостей от этого оператора связи — особенно хорошее лицо надо сделать в Женеве на ITU Telecom World 2011 🙂 в компании на самом-то деле рабочий «раздрай» от планов и свершений, громадное количество целей, противоречивые команды для их исполнения (по рынку и министерству ходят разные запросы на поиск множества руководителей в т.ч. и сотовыми активами компании). Так что какие там чуже страны — разобраться бы с существующими сложностями. Будет отделять PR от реальности. Ну или хотя бы учится это делать.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.