Российские виноделы спрогнозировали рост цен на отечественные вина
Спрос на отечественные вина в последний месяц заметно вырос, однако начали расти и цены, что связано, в первую очередь, с подорожанием импортных материалов, сообщили ТАСС представители отрасли. Но виноделы смотрят на ситуацию с оптимизмом: одни заявляют о готовности наращивать выпуск саженцев на продажу, другие — осваивают производство оборудования и бочек.
«Окончательной оценки, что произошло, сегодня нет, потому что сегодня условия одни, завтра — другие, на днях доллар был под 120 рублей, а сейчас — 80. Многие процессы поставлены на паузу, многие просто материализуют ранее заключенные контракты на ранее уплаченные деньги. Но что можно сказать: если цены растут на все вокруг, то почему они не должны расти на вино? В среднем они вырастут на столько же, как и на другие российские пищевые продукты», — считает президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.
Гендиректор крупного краснодарского предприятия «Фанагория» Петр Романишин рассказал, что планируется повысить цены на продукцию до 10%. При этом спрос сейчас на 15% выше по сравнению с обычным.
«Вероятно, часть потребителей страхуется от «вымывания» импортных продуктов», — допустил собеседник агентства.
«Резко участились обращения от крупных дистрибьюторов. Розничные и мелкооптовые продажи растут, но темпы роста соответствуют наблюдавшимся за последние три года. Наши оптовые цены выросли на 8-12%. Частично это наше обычное повышение цен на отдельные позиции, пользующиеся повышенным спросом, которых, по прогнозам, не хватит до следующего тиража, частично — реакция на существенную инфляцию», — сообщил владелец ростовской винодельни «Вина Арпачина» Юрий Малик.
Генеральный директор ОАО «Дербентский завод игристых вин» Магомед Садулаев отмечает удорожание на 15-20% практически всех вспомогательных материалов. «Естественно, ожидается увеличение стоимости продукции примерно на столько же. При этом спрос на нашу продукцию не уменьшается, он только увеличивается, потому что импортная продукция из страны уходит», — добавил он.
Сложности с поставками
Среди основных причин роста цен на свою продукцию виноделы называют сложности с поставками импортного оборудования и материалов, удорожание и изменение логистики.
«Изменились цены на импортные составляющие нашей технологии. При этом цены изменяются иррационально, то есть не тождественно изменениям валютного курса. Например, с падением курса стоимость не снижается. Более того, некоторые продавцы назначают цену в зависимости от наличия компонента на рынке: если наблюдается дефицит каких-то комплектующих, цена может быть практически любой», — рассказал руководитель «Фанагории» Романишин.
В «Кубань-вино» (один из крупнейших производителей РФ, входит в группу компаний «Ариант») на ситуацию смотрят с оптимизмом, «уверены, что накопленный антикризисный опыт поможет успешно преодолеть и эту непростую ситуацию». «Конечно, у нас, как и всех сейчас, есть определенные сложности. Произошло существенное удорожание всех комплектующих товаров и материалов, по некоторым из них разорваны логистические цепочки в поставках; на паузе стоит сейчас экспортное направление. Но это не первый кризис, который приходится переживать компании за долгие годы ее существования», — пояснили в компании.
На «Дербентском заводе игристых вин» сообщили, что пока не решен вопрос с поставкой удобрений и химикатов, защищающих виноград, которые закупали у шведской фирмы. Сейчас поставщики ищут иные варианты. Кроме того, изменилась логистика поставок — если ранее вспомогательные материалы закупали в Молдавии и Италии, то теперь их привозят через Турцию и Грузию, что также сказывается на конечной цене напитков.
Ростовский винодел Малик отметил, что на пике долларового скачка «старались не делать резких движений», однако ситуация коснулась и его предприятия — как раз в эти дни доставили пробку из Франции, и «пришлось существенно переплатить». «Сложности с поставкой импортных компонентов в равной степени затрагивают и наших поставщиков, с которыми сложились многолетние дружеские отношения. Соответственно, будем совместно искать решение проблемы. Отечественные аналоги можно пересчитать по пальцам. Но прогноз оптимистичный», — добавил он.
Основа для виноградников
Отдельной проблемой в последние годы российские виноделы называли недостаток саженцев отечественного производства — их приходилось заказывать из-за рубежа, в том числе из-за невозможности купить российские. Сейчас опрошенные ТАСС представители отрасли опасаются сложностей с закупками посадочного материала из-за введенных санкций и роста цен.
«В этом году мы собирались посадить около 500-600 гектаров саженцев винограда, но в связи с тем, что саженцы и практически весь материал подорожал, мы немного повременим, но все же думаем, что увеличим данную площадь в течение ближайших двух-трех лет», — рассказал гендиректор дербентского завода Садулаев.
Представители предприятий, владеющих собственными питомниками, заявляют о готовности наращивать выпуск саженцев на продажу. В частности, в кубанской «Фанагории» намерены увеличить продажи примерно на 500 тыс. саженцев, уже заключаются контракты на осень 2022 года. Питомник группы компаний «Ариант» может увеличить производство по программе импортозамещение и поставлять на рынок до 3 млн саженцев в год для 1,5 тыс. га виноградников.
Увеличить производство готовы и в Крыму. Институт «Магарач» в этом году впервые начал реализацию саженцев винограда, полученных в собственном питомнике — получено около 100 тыс. штук. В 2023 году планируется получить около 500 тыс. саженцев, а в будущем при институте должен быть построен научно-технический центр селекции и питомниководства, виноградарства и виноделия. В настоящее время проводятся конкурсные процедур по отбору подрядчика.
Директор «Магарача» Владимир Лиховской уверен, что спрос на отечественные саженцы будет повышаться не только из-за санкций, но и из-за нового закона о виноградарстве и виноделии, который предполагает отмену компенсаций за высадку виноградников с импортным посадочным материалом. Он добавил, что цена на крымскую продукцию уже в прошлом году была «очень хорошая» — по 300 рублей за саженец элитной категории, а в этом «чуть повыше, может быть, будет».
Кроме того, российские виноделы ищут возможности заместить импортную продукцию и по другим направлениям. Так, «Фанагория» не первый год сама выпускает бочки — как для своих нужд, так и на продажу. А «Вина Арпачина» уже освоили производство жиропалет для производства классического игристого вина, и вскоре компания будет готова предложить их другим виноделам.