Работу ЗАГСов расписали по минутам
Опубликован Административный регламент работы ЗАГСов. Например, на государственную регистрацию брака теперь отводится 71 минута – от момента входа во Дворец бракосочетаний до выноса суженой на руках.
Галина Александровна Антуфьева, начальник управления ЗАГС Администрации г.Смоленска, рассказала нам о том, что, согласно новому регламенту, должна включать в себя торжественная регистрация брака, какие еще изменения предусматривает этот документ, а также о многом другом, из чего состоит работа структуры ЗАГС, без преувеличения, сопровождающей каждого из нас от рождения до смерти.
Ах, эта свадьба!
– Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что у всех без исключения сотрудников нашей системы есть в работе два момента, безусловно связанных с положительными эмоциями, – это регистрации заключения брака и рождения ребенка, – рассказывает Г.А. Антуфьева. – В эти дни мы вместе с непосредственными «виновниками» событий радуемся и рождению новой семьи, и появлению на свет нового человека. И, конечно, хотелось бы сделать официальное по сути мероприятие – составление актовой записи – по-настоящему ярким и радостным. И торжественные, и не торжественные бракосочетания наши сотрудницы стараются провести не банально, не просто протараторить заученные фразы, а найти для каждой пары прочувствованные добрые слова и пожелания, чтобы этот день стал для них настоящим праздником и запомнился навсегда.
Что касается нового регламента, то он разработан на основании Федерального закона № 143 «Об актах гражданского состояния», и в нем конкретно, что называется, по минутам, расписаны все действия сотрудников ЗАГСа по предоставлению государственных услуг обратившимся к нам гражданам.
Вот, в частности, государственная регистрация брака. По сути, она делится на две составляющие – подача заявления на регистрацию и сама церемония. На подачу заявления отводится 21 минута – за это время сотрудник должен проверить представленные документы, распечатать заявление, которое лично подписывают оба будущих молодожена, оформить заявку на регистрацию брака на определенный день и час и выдать паре приглашение на регистрацию. И вот тут очень важно, чтобы граждане внимательно прочитали бланк заявления, поскольку это практически исключает обнаружение впоследствии ошибок в выданном свидетельстве о браке.
Заявление о регистрации подается не позже, чем за 1 месяц до предполагаемой даты регистрации. Сейчас мы активно внедряем так называемую электронную подачу заявления, когда для того, чтобы «забронировать» дату регистрации, паре не обязательно приходить к нам лично, а можно сделать это в сети Интернет. Увы, многие молодые люди ошибочно считают, что это и есть официальная подача заявления. На самом деле, зарезервировав для себя определенную дату, будущим молодоженам необходимо обязательно лично прийти во Дворец бракосочетаний и подать заявление «вживую», поставив на нем собственноручные подписи.
Ну а второй этап – непосредственно церемония заключения брака. Причем в эту 71 минуту, предусмотренную регламентом, входят все действия с момента прибытия пары в ЗАГС: проверка документов и оформление актовой записи и свидетельства сотрудником, подготовка молодых и их гостей к церемонии и непосредственно сама церемония, на которую отводится 20 минут. Должна отметить, что такое четкое временное определение всех этапов позволяет не допускать незапланированного ожидания церемонии каждой из пар. Ведь не зря мы просим участников церемонии приезжать во Дворец ровно ко времени, указанному в приглашении. Более ранний приезд отнюдь не приблизит заключение брака, а только удлинит ваше пребывание в «очереди».
От рождения до смерти
Однако только регистрацией брака отношения каждого из нас со структурой ЗАГС не ограничиваются. Все важнейшие события в жизни людей – рождение, заключение брака и его расторжение, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина – подлежат государственной регистрации органами записи актов гражданского состояния. По сути, органы ЗАГС осуществляют первичный учет демографических событий граждан, ведут запись истории нашего государства, прослеживая жизненный цикл всего населения.
История органов ЗАГС в нашей стране началась в декабре 1917 года, когда одним из самых первых был принят декрет СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Раньше функции регистрации рождения, заключения брака и смерти осуществляла церковь. При этом, как рассказала Г.А.Антуфьева, для лиц так называемого «низшего сословия» записи в метрических книгах делались без указания фамилии. С 1917-го эта система кардинально изменилась. В архиве смоленского управления ЗАГС хранятся книги записи актов гражданского состояния, начиная с 1918 года, где можно найти подробные сведения практически обо всех жителях нашего города. Слово «подробные» я употребила не зря – Галина Александровна продемонстрировала нам некоторые из этих книг, где система записи разительно отличается от нынешней – например, указаны не только места проживания брачующихся или родителей регистрируемого ребенка, но и их профессии. Кстати, сейчас эти книги постепенно переводятся в электронный формат. Работа эта ответственная, кропотливая и нелегкая, ведь прежде чем точно перенести запись в компьютер, ее зачастую надо, без преувеличения, расшифровать. Так что, помимо всех остальных профессиональных качеств, сотрудницам архива еще и графологами приходится быть.
Услуги, оказываемые органами ЗАГС, относятся к федеральным услугам, полномочия по исполнению которых могут быть переданы на уровень региона, а затем и муниципалитета. Как объяснила Г.А. Антуфьева, в нашей области работа построена таким образом, что полномочия по предоставлению госуслуг переданы «на места», и органы ЗАГС, помимо соответствующего Департамента, подчиняются и муниципальной власти. Поэтому в г.Смоленске в структуре Администрации в 2009 году и было создано Управление ЗАГС, в состав которого входят три районных отдела, Дворец бракосочетания, отдел учета и хранения документов и отдел государственной регистрации смерти. Кстати, последний не так давно «переселен» в отдельное здание, поскольку, по словам Г.А. Антуфьевой, было разумно разделить территориально регистрацию радостных и печальных событий в жизни смолян.
– Финишной точкой государственной услуги, которую мы оказываем гражданам, яв-ляется выдача свидетельства, – рассказывает Галина Александровна. – И это, так сказать, вершина айсберга. Наш внутренний документ – акт гражданского состояния, актовая запись, формируемая в двух экземплярах: первый из них в течение 100 лет хранится в том органе ЗАГС, который произвел запись, второй передается в Департамент ЗАГС Смоленской области. По истечении века хранения мы передаем единицы из нашего архива в государственный архив Смоленской области на вечное хранение. Сейчас в архиве нашего управления хранится около миллиона записей. На их основании мы можем выдавать гражданам повторные свидетельства или, в определенных законом случаях, справки о записи актов гражданского состояния. Кстати, должна отметить, что многие жители Смоленска, как говорится, «растеряши» (улыбается). В прошлом году у нас произведено всего 14828 записей, а повторных документов выдано 3572. Почти четверть ежегодного количества!
Самая точная статистика
Конечно, информация, хранящаяся в органах ЗАГС, не может по обширности со-перничать с, например, Всероссийской переписью населения, однако по некоторым параметрам, пожалуй, превосходит и ее. Галина Александровна подтвердила это и предоставила нам самые точные демографические сведения по городу Смоленску. Итак, в 2011 году в областном центре родилось 4032 новых гражданина. Умер 4441 смолянин. Пока, к сожалению, количество смертей, хоть и ненамного, но превышает рождаемость. Однако, учитывая, что число умерших по сравнению с 2010 годом уменьшилось на 348 человек, а родилось меньше всего на 22 ребенка, можно считать, что демографические показатели в Смоленске достаточно позитивные. Особенно если учесть, что количество заключенных браков – 3579 пар – оказалось самым большим за последние 10 лет. Не радует, правда, что параллельно расторгли семейные узы 2027 пар. Причем Галина Александровна озвучила крайне интересные, но отнюдь не радужные цифры: из заключенных в 2010 году 3395 семейных союзов к настоящему моменту распались 145, а из рекордного количества браков-2011 оказались, увы, несостоятельными уже 21. Кстати, и «магические даты», на которые приходится пик регистрации, оказываются отнюдь не панацеей от краха семьи – например, 08.08.08 было заключено 69 браков, 7 из которых уже распались.
Главное – внимательность и внимание к людям!
Так Галина Александровна ответила на мой вопрос о том, должны ли работники управления ЗАГС обладать какими-то особыми профессиональными и личными качества-ми. И тут, пожалуй, особых комментариев не требуется. Безусловно, при заполнении доку-ментов, официально удостоверяющих самые значимые события в жизни каждого из нас, сотрудники органов ЗАГС должны проявлять величайшие ответственность и вниматель-ность. К слову, тут многое зависит и от нас самих – не зря ведь при выдаче какого-либо свидетельства или справки сотрудники настоятельно просят граждан тщательно проверять все указываемые сведения. Ведь случись ошибка (а все мы люди и можем ошибаться), гораздо проще исправить ее сразу же, чем «поднимать» актовые записи из архива через некоторое время, когда у человека возникнут проблемы из-за разночтений в документах. Галина Александровна не без гордости отметила, что в последние годы за внесением изменений в акты обращаются в основном по поводу «старых» записей, у нынешних сотрудниц управления количество «проколов» минимально.
И, наверное, непоследнюю роль в этом играют не только их грамотность, но и ис-креннее внимание к каждому обратившемуся человеку, желание помочь ему в любых во-просах. А проблемы у обратившихся зачастую не столь и просты – бывает такая путаница в документах, что в один день вопрос не решишь. Приходится делать запросы в другие государства, а порой и проводить архивные разыскания. Так что доброжелательность к людям и терпение тоже входят в обязательные качества сотрудников системы ЗАГС.
Ну и конечно, каждой из сотрудниц управления, без сомнения, присуща творческая жилка. И это касается не только небанального проведения торжественной церемонии заключения брака. По собственной инициативе в управлении созданы и постоянно пополняются две памятные книги – юбилейных свадеб и детей, чье рождение отмечено каким-либо «знаком». В первой можно увидеть праздничные снимки пар, отметивших 15, 25, 50 и даже 60 лет семейной жизни. Причем для каждой из таких пар во Дворце бракосочетаний проводится особая торжественная церемония с участием их близких и друзей, к которой сотрудницы готовятся заранее, знакомясь с супругами и историей их жизни. Во второй же книге запечатлена юная история нашего города – дети, появившиеся на свет в первые часы нового года, ставшие тысячными рожденными за год в каждом из районов города, а также тройни (как, улыбаясь, сказала Г.А. Антуфьева, резко улучшающие демографическую ситуацию в Смоленске). И тут тоже одной только памятной фотографией дело не ограничивается – с этими семьями у сотрудниц управления завязывается самая настоящая дружба.
Так что, вопреки расхожим представлениям, система органов ЗАГС – это не просто оформление и выдача документов, но и искренние любовь и внимание к людям. По крайней мере, таково управление ЗАГС Администрации города Смоленска.
Кстати
Новый регламент гласит: «При наличии возможности на территории, прилегающей к зданию… должны иметься места парковки автотранспортных средств». По словам Г.А. Антуфьевой, обстановка, сложившаяся на прилегающей к зданию Дворца бракосочетаний ул. Глинки, давно тревожит сотрудников и доставляет значительные неудобства посетителям: «Глядя на наплыв машин, особенно в дни торжественных регистраций брака, становится понятно, что отдельная парковка для автотранспорта была бы отличным выходом из ситуации, но пока возможностей для этого у нас нет».
Автор: Ольга Колышкина
Смоленские новости