Проект «Театр в кино» откроется фильмом «Пиковая дама», снятым «Геликон-оперой»


Проект «Театр в кино» откроется фильмом «Пиковая дама», снятым «Геликон-оперой»

«Пиковая дама» — еще один результат сотрудничества вашего театра с телеканалом «Культура»…

Дмитрий Бертман: Мы вместе уже много лет, снимаем наши спектакли. Обычно этим съемкам предшествует долгий подготовительный период, и в эфир выходят фактически телеспектакли. Теперь они будут участвовать в проекте «Театр в кино» и пойдут в потрясающем качестве на больших экранах. А «Пиковая дама» — первый фильм-опера, снятый в нашей стране за много лет — последний опыт был в конце 80-х: телефильм «Риголетто» с Юрием Мазурком. За эти годы были утеряны многие технологии, связанные с этим жанром — он ведь предъявляет особые требования к качеству звука. Тогда звук писался на аналоговые носители, сейчас — цифра, объемный звук, совсем другой уровень. Появились возможности спецэффектов, графики и еще многое другое. Теперь фильм готов, и 12 ноября состоится его премьера, которую мы ждем с нетерпением. В партитуре есть несколько сюрпризов — будут, в частности, впервые представлены варианты, которые Чайковский писал для Медеи Фигнер, и больше они никогда не исполнялись. Этот клавир был найден в архиве композитора в Клину.

Новый проект позволит зрителям всей страны смотреть лучшие театральные спектакли в ближайшем кинотеатре
170 минут звучания оперы — для кино много, и в известном фильме Романа Тихомирова 1960 года в партитуре сделаны купюры. У вас все прозвучит полностью?

Дмитрий Бертман: Да, без купюр. В фильмах Тихомирова «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» пели оперные солисты, играли драматические актеры. У нас и пели и снимались артисты «Геликона» — как это было в фильмах Дзеффирелли. Причем на съемках артисты поют в полный голос, чтобы сохранить энергетику живого пения.

Практика «дублирования» распространена и в мире — вспомним «Аиду», где героиню поет Рената Тебальди, а играет София Лорен. Как вам этот метод?

Дмитрий Бертман: Любой имеет свои преимущества и недостатки. Но видя Софию Лорен и слушая Тебальди, мы чувствуем это «раздвоение». «Геликон» всегда ориентировался на певца-актера, и наши артисты готовы к съемкам. Конечно, в кино свояспецифика — крупный план, нет дистанции между зрителем и актером, все подробно, детально. Эти съемки для нас были хорошей школой.

Оперный артист привык работать на большой зал — трудно шла перестройка?

Дмитрий Бертман: Перестройка была, но мы знали, что нам предстоит, и готовились. Провели серию репетиций, стремясь воспитать в актерах это подробное существование в кадре, и когда звучала команда «Мотор!», они уже были готовы. В съемках участвовал весь театр, и шли они практически круглые сутки — все снято за десять дней.

Вы не раз ставили «Пиковую даму» и в Москве, и в Стокгольме… В основе фильма — какой-то из спектаклей?

Дмитрий Бертман: Конечно, в фильме есть мотивы спектаклей, но это кино, и все будет другим. Мне кажется, есть ряд решений, неожиданных как для оперы, так и для кинематографа. Мы снимали картину вместе с кинорежиссером Валерием Спириным, потому что у меня нет опыта в кино, где режиссура — совсем другая профессия. Валерий Спирин досконально изучил и спектакль, идущий у нас в театре, и предложенный для фильма сценарий, мы работали в унисон, и мне повезло встретить такого профессионала.

В сценарии есть отклонения от либретто?

Дмитрий Бертман: Естественно. Это фильм-фантазия, и мы стремились следовать больше Чайковскому, чем Пушкину. Здесь больше психоанализа, страстей, мистики.

В фильмах-операх более остро ощущается противоречие между условностью театра и безусловностью, фотографической природой экрана. Как вы его преодолевали?

Дмитрий Бертман: Думаю, мы его преодолели, целиком сняв фильм в интерьерах нашего театра — от его парадных залов и фойе до колосников. При этом мы подчеркиваем театральную природу — включаем квадрокоптерные съемки улицы, где стоит театр, пролеты над его зданием… Фильм начинается с того, как Герман заходит в театр и попадает в совершенно другой мир, населенный призраками прошлого. То есть условность заложена с самого начала.

Звук писали в тонстудии «Мосфильма»?

Дмитрий Бертман: …И в студии «СинеЛаба». Фонограмму делал замечательный звукорежиссер «Мосфильма» Антон Милюков — тоже мистическое совпадение, если вспомнить Антонину Милюкову. Фильм нужно смотреть в кинотеатре на большом экране: многоканальный звук потрясает. Компания «Каро» будет прокатывать картину по всей России.

Проект «Театр в кино» на новом уровне продолжает популярную в середине ХХ века традицию «фильмов-спектаклей», сделавших достоянием масс десятки шедевров. Каковы его перспективы и что еще предложит ему «Геликон»?

Дмитрий Бертман: Снятые на сцене театра спектакли — «Турандот», «Аида», «Золушка». Начинаем съемки «Евгения Онегина» — тоже будет большое полнометражное кино. Сейчас идет запись фонограммы — очень подробная: нам важна действенная интонация в пении, поэтому фонограмма пишется под каждый кадр, каждое состояние героя. Будет много натурных съемок, поэтому проект дорогой. И есть идея продолжить серию фильмов по русским операм: «Борис Годунов», «Садко»…

И последнее, главное: кто снимался в «Пиковой даме»?

Дмитрий Бертман: Герман — Иван Гынгазов, Лиза — Елена Михайленко, Графиня, которая в фильме один из самых главных персонажей, — Лариса Костюк, Томский — Алексей Исаев, Елецкий — Петр Соколов, Полина — Ирина Рейнард. Художники-постановщики — Игорь Нежный и Ростислав Протасов. За пультом — наш главный дирижер Валерий Кирьянов.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.