Под стенами Астраханского кремля спели оперу «Иван Сусанин»
По словам художественного руководителя и главного режиссера театра Валерия Воронина, на выбор названия постановки повлияли несколько обстоятельств — исторический аспект, юбилейный год Федора Шаляпина, для которого партия Ивана Сусанина была коронной, да и общая обстановка в обществе. «Мы попытались создать нечто новое, показать зрителям особую эстетику спектакля», — сказал он.
Специфика работы на открытых пространствах диктует свои законы — здесь, по словам художника-постановщика спектакля Гарри Гуммеля, нужно либо четко вписываться в среду, либо предлагать нечто инородное. «Мы попытались максимально вписаться в архитектурный контекст Астраханского кремля, во многом полагаясь на видеорисунки, которые проецировались на декорации», — рассказал он. И вот в эти, достаточно сложные декорации, как влитая вписывается сцена польского бала. Сложность еще и в том, что в балетной части задействованы артисты хора. Сама сцена стала и выше, и шире; на ней задействованы и люди, и лошади. Интересно, что в спектакле нет ни одного одинакового костюма.
Несмотря на индивидуальность постановки, сделанной специально для данного проекта, директор театра Наталья Шагова ждет приглашения «Русских опер в Астраханском кремле» на гастроли в другие регионы. «Этот проект стоит того, чтобы его увидела широкая зрительская аудитория. Хочется популяризировать наше творчество в масштабах всей страны».
Образ Ивана Сусанина создал солист Мариинского театра, народный артист республики Северная Осетия — Алания, лауреат международных конкурсов Михаил Колелишвили — обладатель могучего баса. Оказалось, что с партией Ивана Сусанина он познакомился в 1995 году, когда был студентом Тбилисской консерватории. «Заглавная партия — одна из самых ответственных для басов. Чувствую огромную ответственность, работая над этой ролью», — рассказывал артист. Пригласил его режиссер-постановщик спектакля Михаил Панджавидзе.
«С радостью ответил на предложение поставить первую русскую национальную оперу на соборной площади Астраханского кремля. Много раз выступал на таких площадках в России и за рубежом и люблю данный формат. Выступление в старинных замках и крепостях заряжает невероятной энергией, — рассказал сам Панджавидзе. — Сейчас эта опера как никогда актуальна. Персонажей Смутного времени мы видим ежедневно в сводках новостей. Сейчас настало время сыграть об этом оперу, чтобы увидеть, что в международной политике мало что изменилось за несколько веков. А еще опера «Иван Сусанин» напомнит многим про наш праздник, отмечаемый 4 ноября, значение которого понимает далеко не каждый. Вне зависимости от происхождения, историю во все времена делали личности. В нашем случае это рассказ о том, как простецкий староста, трясущий налоги с подведомственных ему крестьян, кулак, оказался патриотом. Он не родился героем, а стал им, когда пробил час».