Новый уровень «смоленской «Третьяковки»


Новый уровень «смоленской «Третьяковки»

Если бы мы занимались составлением рейтингов, то «культурным прорывом» региона этого года назвали бы то, что область впервые получила грант благотворительного фонда Владимира Потанина. Программа «Меняющийся музей в меняющемся мире» помогла не только Смоленску, но и маленькой галерее в духовщинском селе.

Эта программа славится тем, что выделяет деньги только на креативные и интерактивные проекты. Сумма гранта небольшая — 600 тысяч рублей. Но на эти деньги были отреставрированы работы известного советского художника Андрея Сашина, создан электронный каталог, организована выставка и проведены акции.

Предыстория

В 1959 году художник, родившийся и выросший в маленькой деревне Духовщинского района, решает передать свои картины малой родине. Через два года в селе Пречистое открывается первая сельская галерея и почти сразу получает звание «смоленской «Третьяковки».

— В дар музею Андрей Тимофеевич передал более 40 своих работ, — вспоминает ученик Сашина, художник Владимир Лавренов. — Самая большая картина — «Челюскинцы». Она была огромная, не влезала ни в одну машину. Поэтому ее привезли в рулоне — так она хранилась в мастерской автора. Андрей Тимофеевич попросил, чтобы я с товарищем очистил холст от пыли. Мы развернули картину на лугу перед зданием музея. Она была покрыта трещинами, Андрей Тимофеевич отреставрировал ее и поместил в экспозицию. Первоначально картина находилась в фондах Музея Арктики.

Еще часть работ позже «приехала» в Смоленск — в музей-заповедник. Кем же был Андрей Сашин? Учеником знаменитых художников русского авангарда Павла Филонова и Кузьмы Петрова-Водкина. В середине 1930-х годов официальная критика осудила художественные принципы Филонова. Андрей Сашин разрезал свои работы на части, а на обороте рисовал уже новые картины — «идеологические». Спустя много лет мы с вами можем заглянуть «по ту сторону» искусства…

Тайна одного портрета

— Мы несколько лет подавали документы на этот грант. В первую очередь хотели исследовать коллекции Тенишевой, но нам отвечали отказами, — вспоминает главный хранитель Смоленского музея-заповедника, а по совместительству руководитель проекта Антонина Полулях. — Зато творчество Сашина вызвало интерес. Нам сказали: «У вас хороший музейный проект, но как он может быть полезен обществу? Кому это нужно кроме специалистов и интеллигенции?» Пришлось доказывать. Плюс мы решили, что над проектом будут работать три учреждения: сельский музей — в Пречистом, областной — в Смоленске и федеральный — Русский музей в Петербурге.

С Антониной Ивановной мы гуляем по выставке. На стенах в золоченых рамах — картины художника Сашина. Часть из них — из Пречистого. После выставки они вернутся домой.

— Смотрите, это «Ленин среди рыбаков». Хотите взглянуть, что на обороте? — Антонина Ивановна аккуратно переворачивает картину. — На другой стороне — композиция «Жницы»: две крестьянки срезают серпами пшеницу. Или вот портрет Кирова. А на обороте, скорее всего, город Нежин под Петроградом…

Много чего здесь нарисовано на кусочках картины 1931 года. После разгрома художественных принципов Филонова Сашин просто разрезал свое полотно. Представляете, каким красивым оно было, если даже один фрагмент такой сочный!..

Выставка картин Андрея Сашина в Историческом музее Смоленска – это финальный аккорд работы над проектом. Их не только можно смотреть на стенах, но и переворачивать. Или собирать из больших кубиков. Или даже «примерить» картонный наряд для спектакля «Ревизор», сделанный по эскизам Сашина.

— А вот это моя любимая картина.

Антонина Ивановна застывает перед полотном «Цветы». Я отхожу подальше, чтобы его рассмотреть.

— Мне кажется, что это абстракция…

— Да нет же, живой пейзаж! Иван-чай, бабочки… Просто картина создана по филоновскому принципу: чтобы «прочувствовать» язык предмета, нужно показать атомы внутри него… То есть из кубиков сложить изображение.

С другой стены на меня пристально «смотрит» человек в рабочей одежде.

— Перед вами инициатор Дня индустриализации гражданин Слободчиков, — голосом гида продолжает Антонина Ивановна. — Картина долгое время находилась в нашей Художественной галерее, и только в этом году нам стало известно, кто же на ней изображен. Обратите внимание, за спиной у него, за стеклом, располагается цех, а там толпа. Среди людей узнаете кого-нибудь?

— Тоже Слободчиков!

— Интересно, правда? Это иконописный принцип, когда человек существует вне времени: и там, и здесь.

Снится сон…

За этот год с помощью грантовой поддержки отреставрировано 48 картин – для Смоленского музея-заповедника это рекорд. А для Пречистенской галереи (работы из нее тоже попали в список картин-счастливчиков) — мечта, ставшая явью.

— Когда я работала над картинами Андрея Сашина, мне снились сны, — рассказывает художник-реставратор масляной живописи Ольга Пигасова. — Первый сон — встреча с художником. Я пыталась добиться от Сашина точных датировок и названий работ, которые попали ко мне на реставрацию. Очень хотелось узнать побольше о картине «В сельсовете» — действительно ли это фрагмент его дипломной работы или нет. Художник отвечал уклончиво, но выразил желание присутствовать при реставрации. Потом было еще несколько снов: картины в них терялись, подрамники ломались или не подходили по размеру. Вот так вместе с Сашиным мы и работали…
СКАЗАНО

— Андрей Сашин – прекрасный живописец с тонким чувством цвета, — считает старший научный сотрудник отдела рисунка Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге Людмила Вострецова. — Достаточно взглянуть на его этюды — какие там переливы! Надеемся, время художника Сашина пришло. Весной прошлого года на выставке «До востребования. Коллекции русского авангарда из русских музеев» можно было увидеть картину «Дети» Сашина. Это тоже маленький шаг к выходу из забвения.
ЦИФРА

428 заявок поступило на конкурс в 2017 году со всей страны. Экспертный совет выбрал 19 победителей, в их числе Смоленскую область.

«Селфи с Сашиным»

Так называлась одна из акций, которую придумали смоленские музеи. В апреле этого года нужно было посетить галерею в Пречистом, сделать селфи с автопортретом художника и получить за это… ваучер на бесплатное посещение всех отделов Смоленского музея-заповедника в ноябре. В акции приняло участие несколько десятков человек.

Выставка работ Андрея Сашина продлится в Историческом музее Смоленска (ул. Ленина, 8) до конца 2018 года.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.