Непонятное искусство — от запрета до признания


Непонятное искусство — от запрета до признания

«Запретить! Все запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати всех поклонников этого выкорчевать!» — громогласно произнес глава СССР Никита Сергеевич Хрущев на выставке авангардистов в 1962 году. «Стрелять вас надо! Только патронов жалко…» — заявляли в милиции арестованным художникам в 1974 году, после разгона знаменитой «Бульдозерной выставки», когда картины были смешаны с землей колесами трактора.

С тех пор современное искусство неизменно ассоциируется со скандалами и запретами. Многие художественные акции последующих лет также связаны с шумихой в СМИ и санкциями против их организаторов. Проблемам восприятия новых культурных веяний послевоенной эпохи посвящен цикл лекций Яны Двоенко «Русское современное искусство: от андеграунда к эпохе гласности», который смоляне могут посетить по воскресеньям в Смоленской художественной галерее. Корреспондент «РП» задал лектору несколько вопросов на актуальную ныне тему.

— Является ли скандал обязательным атрибутом современного искусства?

— Скандал является неотъемлемой частью современного общества. А искусство — это сфера познания бытия, в нем, как в зеркале, отражаются все социальные процессы. Новые явления во всех отраслях, не только в искусстве, как правило, вызывают неприятие. Человеку трудно расставаться с привычными понятиями, даже если они являются заблуждениями. Можно вспомнить массу примеров из истории — от учения Христа до открытия радиации.

В искусстве это особенно остро чувствуется: реализм противостоял академизму, импрессионизм реформировал реализм, кубизм отрекся от всех предыдущих живописных традиций. И все со скандалом, все в штыки! Рембрандта не понимали, Ван Гога не понимали…

— Что вы вкладываете в понятие «современное искусство»? Как его можно выделить из общего потока художественной продукции?

— В ХIХ веке искусство перестало быть ремеслом, с начала ХХ века оно перестало ассоциироваться с мастерством, в середине того же века в каком-то смысле заменило философию. Поэтому сейчас в профессиональной среде все чаще используют понятие «высказывание» вместо «произведение». Искусство сегодня — это идея, мысль, воображение и поиск формы его выражения, это замкнутая система значений, требующая особого понимания. Многих зрителей эти поиски шокируют и отталкивают, но нужно стремиться понять оболочку, чтобы постичь суть. Во все времена современное искусство выражается на изобразительном языке, соответствующем своей эпохе.

— Какова сегодня ситуация с современным искусством в столичных центрах и в провинции?

— В Москве есть некая художественная элита, много частных галерей. Начинающие художники могут за год сделать карьеру, попасть на Молодежную биеннале, под опеку хорошего галериста или куратора, получить публикацию в глянцевом журнале, поскольку современное искусство здесь в моде и образовательных площадок для его изучения — море. Столичные обыватели эту моду чувствуют. Поход в престижные выставочные центры воспринимается многими как паломничество.

В Санкт-Петербурге картина несколько иная. Там остались романтики, которые воспринимают искусство не как карьеру. В городе всего пять-шесть крутых галерей, несколько влиятельных галеристов. Я побывала в мастерских местных арт-персонажей, посмотрела, как они работают, и мне показалось, что в Питере искусство — это более интимная история. Сначала художники много трудятся, делают камерные выставки, акции и проекты, а потом становятся известны.

В регионах же ситуация разная. В некоторых крупных городах действуют филиалы Государственного центра современного искусства (Владикавказ, Екатеринбург, Калининград, Нижний Новгород, Самара, Санкт-Петербург, Томск и Саратов). Где-то по частной инициативе организуются коллективные студии и открываются галереи.

В Смоленске не хватает экспозиционных площадок, где художники могли бы реализовывать свои проекты. Но интерес к современному искусству со стороны зрителей в нашем городе нарастает, его нужно стимулировать с помощью просветительских программ.

— Расскажите о концепции ваших лекций…

— Лекции «Современное искусство: на пути к нематериальному» в кафе «Эблехавен» были по священны пяти значимым художникам ХХ века, оторвавшим творчество от материального мира и переместившим его в мир идей. Я рассказывала хрестоматийные вещи, поскольку не знала, на какую аудиторию рассчитывать. Но вскоре поняла, что слушателям интересно современное искусство, у них есть свой опыт соприкосновения с ним.

Для Художественной галереи подготовила цикл лекций «Русское современное искусство: от андеграунда к эпохе гласности». Здесь пойдет речь о художественной сцене неофициального искусства в нашей стране второй половины XX века. В истории отечественного искусства этот период начинается в конце 50-х, когда появляются первые альтернативные арт-сообщества, и заканчивается 1988 годом, в котором состоялся первый аукцион Сотбис в СССР и андеграунд стал общепризнанным явлением. Но в своих лекциях я буду выходить за эти временные рамки.

Я представлю картину в России в целом и подробно остановлюсь на явлениях и персонажах, которые мне кажутся важными для каждого десятилетия. Подробный разговор будет о сегодняшнем дне и недавнем прошлом. С некоторыми художниками и кураторами мне довелось общаться лично. В галерее буду уделять больше внимания процессу изнутри, поскольку являюсь непосредственным его участником.

— А наш регион каким-то образом вписывается в этот формат?

— У нас богатая история искусства. Здесь родился Эль Лисицкий, в начале прошлого века существовало смоленское отделение «Утвердителей нового искусства», которым руководил Владислав Стржеминский. Смоленск стал значимой точкой на карте постсоветского неофициального искусства. Чего только стоит деятельность творческого объединения КЭПНОС в 80 — 90-е годы. Его организаторы – авангардный музыкант Владислав Макаров, художник-концептуалист Эдуард Кулемин, писатель Олег Разумовский и поэт Александр Голубев — устраивали в городе альтернативные выставки, концерты и поэтические чтения, демонстрировали свое творчество на всероссийском и международном уровне, общались с различными арт-тусовками из других городов. Их усилиями в Смоленске были проведены два международных фестиваля, в которых участвовало более 300 литераторов, художников и музыкантов из разных стран.

С 1980-х годов Всеволод Лисинов и Владислав Макаров сотрудничали с ленинградским Товариществом экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ). Олег Разумовский, Александр Голубев и Эдуард Кулемин печатались в самиздатовских журналах и сейчас активно публикуются в России и за рубежом.

В 90-е появилась «Группа неизвестных художников», продолжающая линию «несерьезного» искусства и провоцирующая зрителя своей конспиративностью. В нулевые проявился интерес к цифровым технологиям, этому направлению была посвящена выставка «Возбужденные пиксели», которую организовали молодые художники Александр Киреев, Тимофей Ведешкин и Владимир Линцер.

И сейчас в нашем городе есть актуальные арт-деятели, разрабатывающие свои оригинальные формы и методы. Мне интересно следить за творчеством Анны Зиминой, которая занималась экспериментами с фотографией, а теперь концептуальной живописью. Некоторое время назад она курировала галерею «40 квадратов», ориентированную на новые тенденции в искусстве.

На мой взгляд, современные смоленские художники не хуже столичных, но общая картина разрозненная, не хватает единства, ощущения процесса, коллективных выставок, встреч и проектов.

— Существует ли андеграунд в наши дни?

— На мой взгляд, сегодня понятие «андеграунд» изжило себя. Для художников нет эстетических рамок, нет давления со стороны государства. Скорее есть диктат рынка. В эпоху развития Интернета художник может обыгрывать лишь категорию «известность». Ты не в андеграунде, ты просто в самоизоляции, ты не продаешься, не выставляешься, не имеешь отзывов со стороны искусствоведов и прочие «не». Но тут стоит задуматься над тем, занимаешься ты СОВРЕМЕННЫМ искусством или так… творчеством для души.
Лекции проходят по адресу: ул. Коммунистическая, 4 (Художественная галерея).

— 18 марта, в 16.00, — «Художественная сцена Ленинграда и Москвы в 80-е. Основные группировки и течения».

— 25 марта, в 16.00 — «Русский акционизм». 18+.
Справка «РП»

Яна Двоенко – выпускница филологического факультета Смоленского государственного университета, кандидат филологических наук, куратор, автор статей по литературе и искусству, окончила Школу художественных практик и музейных технологий РГГУ (Москва), стипендиат Школы современного искусства «Пайдея» арт-центра «Пушкинская-10» (Санкт-Петербург).

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.