На какие уловки мошенников чаще всего «клюют» смоляне
Несмотря на профилактику, проблема дистанционного выманивания денег у жителей Смоленской области остается острой, рассказал на брифинге заместитель начальника управления уголовного розыска регионального УМВД Сергей Пашин. Дело даже не в излишней доверчивости людей, а в том, что мошенники постоянно изобретают новые способы обмана, считает Сергей Владимирович.Особого внимания, по его мнению, заслуживают преступления в отношении социально незащищенных слове населения — пожилых людей. С начала года зафиксировано уже четыре таких случая.
Один из самых распространенных видов мошенничества по-прежнему – «звонок от попавшего в беду», когда потерпевшим предлагают выкупить родного человека из полиции. Деньги, как правило, предлагают перевести на номер телефона.
Так, 14 января на такой «развод» попалась 69-летняя смолянка. Один из злоумышленников, представившись сыном, сообщил, что сбил человека и находится в полиции, другой, якобы следователь назвал «цену свободы» и продиктовал номер телефона. Женщина перевела 100 тысяч рублей. При этом она даже не сделала попытки проверить информацию, позвонить своему сыну или другим родственникам.
У смоленских полицейских есть опыт раскрытия таких преступлений. Например, в 2017 году этим промышлял житель Новосибирска. Благодаря случайному набору телефонных номеров нашего региона он обманул 12 человек. Уголовное дело уже направлено в суд.
Еще один актуальный вариант завладения чужими деньгами – мнимая продажа-покупка через сайты объявлений. Как рассказал Сергей Пашин, на днях 41-летний житель Смоленска присмотрел на одном из интернет-ресурсов дорогой автомобиль, позвонил продавцу, а тот попросил предоплату, якобы, за то, чтобы снять машину с продажи. И потерпевший перевел на карту незнакомца 170 тысяч рублей. Он даже не видел «вживую» ни машину, ни продавца.
Выступают мошенники и в роли приобретателей товара. В конце минувшего года задержан житель Рязани, который, ориентируясь на объявления в интернете, притворялся заинтересованным покупателем, например, меда или и домашних животных. Звонил и обещал тут же внести предоплату за товар, под этим предлогом узнавал реквизиты карты потерпевших и путем манипуляций со сбербанк-онлайн похищал деньги. Личность злоумышленника установлена, сейчас уголовное дело расследуется. Только в нашем регионе он обманул троих человек.
Молодежь в последние годы страдает от хакеров, взламывающих аккаунты в интернете. В этом случает от имени потерпевшего производят рассылку сообщений с просьбой взаймы перевести на определенный счет какую-то сумму, как правило, небольшую, до 5 тысяч рублей.
Также популярна тема с «заблокированной» банковской картой, под предлогом разблокировки которой мошенники просят продиктовать ее номер и пин-код и даже провести некую операцию через банкомат, оканчивающуюся хищением денег со счета.
Около 30 процентов в общем объеме дистанционных мошенничеств составляют несанкционированные списания с банковских счетов, как правило – через гаждеты с андроидом. Чаще всего это происходит после того, как потерпевший проходит по ссылке из вирусного сообщения.
Раскрываемость дистанционных преступлений, к сожалению, низкая – так, в 2017-м она составила 5,7 % (в 2016 -4,7). Зато профилактика дает очень неплохие результаты. Здесь принцип «предупрежден – значит вооружен» работает. Заместитель начальника управления уголовного розыска привел такую статистику: в 2016 году было зарегистрировано 1776 таких преступлений, а в 2107-м — 1206, то есть, пострадало на 570 человек меньше.
В связи с этим смоленская полиция просит соблюдать простые правила безопасности:
— Никому не сообщать ни пин-код, ни реквизиты своей банковской карты. Ни один банк по телефону не будет уточнять такую информацию у клиента.
— Не использовать карты с основным капиталом для оплаты покупок в интернете.
— Не скачивать файлы с непроверенных ресурсов.
— При звонке неизвестных лиц о родственниках, попавших в полицию, не паниковать, а задать уточняющие вопросы, как правило, в таких случаях злоумышленники отказываются от своих преступных планов.
— Не переводить деньги по сообщениям в интернет-аккаунтах, лучше перезвонить знакомому и спросить, действительно ли он автор обращения.
— Что касается защиты от мошенников пожилых людей – родным стоит ежедневно напоминать им, что нельзя открывать дверь незнакомым людям, даже работникам коммунальных служб без звонка диспетчерам.