Музыкант из Татарстана рассказал, почему варган служит «предметом силы»
еография исследования — планета Земля
Как возникла идея и с чего начиналось ваше дело?
Виктор Белов-Щусь: Интерес к варгану появился в 2016 году. Он был любопытен не только как музыкальный инструмент, но и как исторический артефакт, дошедший до наших дней из глубины времен. Очень многоплановый элемент древней культуры, не утративший своей популярности и сегодня.
Я начал собирать варганы разных исторических эпох, народов и территорий. В коллекции у меня также много инструментов и современных мастеров. В процессе коллекционирования пришло понимание того, как мало мы знаем об этом инструменте.
На самом деле существует целая субкультура, созданная вокруг варгана — не только как музыкального инструмента, но и как «предмета силы». Это понимание привело к расширению круга интересов, я начал собирать для библиотеки статьи, в том числе и на иностранных языках. Появились и собственные публикации.
Насколько я понимаю, круг вашего исследования вышел далеко за пределы России?
Виктор Белов-Щусь: Сегодня в коллекции есть экземпляры из сорока стран мира, принадлежащие порядка 50 народам. Такой широкий обзор обусловлен значимостью варгана для этнической музыки, ведь на этом инструменте играли практически во всех уголках планеты. Но, несмотря на его значимость, сегодня в мире существует только два музея варгана. Это мой частный музей в Елабуге, и музей с государственной поддержкой в Якутии, созданный в 1990 году по инициативе Ивана Егоровича Алексеева, известного деятеля варганного движения. В других музеях инструмент представлен в крайне ограниченном количестве.
Общеизвестно, что варган — древний инструмент. А каково ваше отношение к историческому аспекту вопроса?
Виктор Белов-Щусь: Моя коллекция растет не только в географическую ширь, но и вглубь веков. Экспонаты музея все по-своему интересны, но, наверное, особенно выделяются варганы, обнаруженные при археологических раскопках.
Наш самый древний экспонат найден на юге Украины, в слоях Черняховской культуры, это II-IV века нашей эры. То есть ему более полутора тысяч лет, а в то время упомянутый регион был провинцией Римской империи.
Недавно удалось приобрести два совершенно уникальных варгана, аналогов которым нет ни в одном музее мира. Они найдены в Красноярском крае на берегу Енисея, на селище Енисейских кыргызов. Это VII век нашей эры. Инструменты хорошо сохранились. Есть в коллекции и некоторое количество экспонатов периода Киевской Руси. Удалось получить древние башкирские инструменты.
Год рождения музея
Как и когда из вашего хобби вырос полноценный музей?
Виктор Белов-Щусь: В 2019 году я оформил первую музейную экспозицию, сделав это в соответствии со своим личным видением. Профильного образования у меня нет, но историей занимаюсь более сорока лет — всю свою сознательную жизнь. Полагаю, что у меня есть понимание того, как должен выглядеть музей. К этому году накопилось несколько сотен инструментов, не считая других предметов, имеющих отношение к субкультуре варгана, и дальше процесс пошел уже уверенно. Постепенно экспозиция расширялась, и сегодня музей занимает практически весь дом.
К нам приезжают люди, часто небольшими группами до десяти человек. Есть что показать и рассказать. Я провожу экскурсии, а значит, уже началась полноценная работа по популяризации варгана. О значимости музея говорит и тот факт, что в европейской части страны, а равно и в других странах мира, аналогов ему просто нет. Якутский музей все же очень далеко, и немногие желающие могут туда попасть.
Надо полагать, что коллекция содержит не только исторические экспонаты?
Виктор Белов-Щусь: За годы формирования коллекции я познакомился с большим количеством мастеров — из России, ближнего зарубежья, Европы, Южной и Северной Америки. Могу с уверенностью сказать, что лучших мастеров варгана я знаю лично. Активно общался с мастерами Казахстана, Украины. Хорошие дружеские отношения установились с Эдуардо Ровери из Бразилии, Вайландом Хартманом из США, Домеником Мартином из Франции и многими другими. Контактировал с мастерами из Венгрии, Словакии, Италии и других европейских стран.
Среди тысячи экспонатов музея — работы более 200 мастеров. Всех, наверное, нет смысла перечислять. Назову только наиболее значимые фамилии российских мастеров, которых знают во всем мире. Дмитрий Бабаев из Санкт-Петербурга, Сергей Пыжов, мастер украинский, ныне живущий в России, возможно, лучший мастер из современных, Александр Свищев — уникальный мастер из Симферополя, делающий литые варганы, Сергей Дубовиков, Сергей Летягин. Из якутских мастеров могу назвать Эдуарда Тарабукина, Ивана Ильича Христофорова. В странах ближнего зарубежья отмечу мастера из Казахстана Романа Есауленко.
Мастера — щедрые люди
Как вы приобретаете инструменты для коллекции?
Виктор Белов-Щусь: Большинство варганов покупается, иногда в магазинах. Но, во-первых, специализированных магазинов в России немного, и там, естественно, все продается с существенной наценкой. Поэтому я стараюсь выходить непосредственно на мастеров. Они, бывает, дарят свои изделия или могут продать со скидкой, что, в общем-то, обычная практика. Иногда покупаю варганы на аукционах, в том числе европейских. В этом мне помогают мои друзья из стран Европы.
В общем, источники самые разные. Конечно, есть инструменты, которые в обычном музыкальном магазине не купишь. Например, в музее имеются исторические экспонаты, подаренные археологами из Башкирии. Я уже упоминал о варгане Черняховской культуры, добытом фактически на территории бывшей Римской империи. Есть интересные инструменты современных мастеров. Так, могу показать варган, выточенный из нефрита. Очень интересны высокохудожественные варганы, сделанные с использованием полудрагоценных камней. На таких инструментах специализируется Александр Свищев и некоторые другие. В музее можно увидеть варганы из таких редких и сложных в обработке материалов, как дамасская сталь и титан.
Есть ли какие-то сложные моменты в развитии вашего дела?
Виктор Белов-Щусь: Музей частный, а значит, сразу исключаем бюрократические препоны. Собственно, единственный ограничивающий фактор на пути расширения музея — это необходимость финансовых вложений. Сегодня музей развивается практически только за счет тех средств, которые я сам могу в него вложить. Постоянных инвесторов у меня нет. Помощи, к сожалению, ждать пока неоткуда.
Но все приходит постепенно. Растет статус музея. Так, с 2022 года мы являемся членами Ассоциации частных и народных музеев России. Также мы обладатели двух мировых рекордов — «Крупнейшая в мире коллекция варганов» и «Первый в мире частный музей варгана».
Заявка подавалась и в Книгу рекордов Гиннесса. Мои документы были приняты, однако с началом СВО руководство организации заявило, что больше не принимает заявки из России. Поэтому рекорды зафиксированы в альтернативной и не менее крупной официальной международной организации INTERRECORD International Record Registration Agency. Это Международное агентство регистрации рекордов ИНТЕРРЕКОРД со штаб-квартирой в Праге. Такие же рекорды зафиксированы в официальном Реестре рекордов России.
Думаю, со временем напишу несколько книг по истории варгана. Хочу попробовать создать энциклопедию инструмента, благо фактического материала накоплено более чем достаточно. И, конечно, буду развивать музей, заниматься популяризацией инструмента. Возможно, со временем сбудется моя мечта о большом отдельном музейном помещении. В общем, продолжаем работать, и будущее придет.