Краткий обзор рынка цемента в Москве и Московской области
Производство цемента уверенно можно назвать стратегической отраслью экономики каждого суверенного государства. Являясь одним из ключевых сыпучих материалов в строительстве, цемент обеспечивает как выполнение конкретных строительных работ, так и производство широкого спектра стройматериалов и конструкций, в том числе железобетонных. Эта индустрия формирует большое количество рабочих мест – как прямо, так и косвенно.
На цемент завязаны (в переносном смысле) транспортные компании и заводы, крупные строительные объекты и мн. др. И, конечно, цемент купить в Москве от производителя желают и многие частные лица, которые заняты строительством и обустройством своих дачных домиков, загородных домов и прилегающих к ним территорий.
Структура потребления цемента в столичном регионе
Список основных категорий покупателей цемента, по данным проведенного аналитиками исследования, в Москве и Подмосковье выглядит так:
· Производители железобетонных и асбестоцементных изделий – примерно 60% потребления;
· Строительные и ремонтно-отделочные компании – их доля на рынке составляет 25% ;
· Магазины и базы стройматериалов пропускают через свои торговые и складские площади ещё около 10% цемента в столичном регионе;
· И примерно 5% товара непосредственно у производителей приобретают конечные потребители – частные лица.
Как видно из процентного соотношения, индустрия производства цемента напрямую обеспечивает возможность нормальной работы еще одной важной отрасли промышленного производства, а также розничной торговли.
Но и рынок цемента также зависим от общего состояния экономики, которая является выраженным маркером интенсивности строительства. Каждый глобальный кризис сразу отражается на объемах строительства – следовательно, и на цементном производстве. При этом надо отметить, что в России значительные корректировки в любые неблагоприятные факторы вносит государство. Благодаря обширным ипотечным программам (в том числе и льготным), стимулированию и господдержке многих производственных сегментов рынок цемента почти не просел даже на пике ковидной пандемии. Так, за 2020 год снижение объемов составило в целом по столичному региону порядка 3%.
Что определяет стоимость материала
Основными ценовыми факторами при формировании конечной стоимости являются:
· Спрос – текущая рыночная ситуация неизменно вносит коррективы. На пике спроса цена всегда растет и наоборот.
· Себестоимость и маржа – ключевые показатели в формировании отпускной цены. Помимо объективных стоимостных факторов есть и маркетинговые стратегии, которые корректируют стоимость и объемы.
· Транспорт и логистика – еще один ключевой момент в стоимости. Чем выше стоимость бензина и прочих транспортных расходов – тем выше получается цена каждой тонны насыпного или каждого мешка фасованного цемента для потребителя.
Именно эти три «столпа» и определяют стоимость продукции для покупателя – будь то завод, строительная компания или частник. Однако есть производители, которые придерживаются объективной стоимостной политики. Как, например, компания “Малахит”.
Прогноз рыночной ситуации до 2025 года
Эксперты-аналитики предполагают, что в ближайшие несколько лет ожидается пусть и минимальный, но всё-таки рост производства и потребления цементных составов различных марок, как и материалов на их основе. Такой прогноз основывается на прогнозных показателях соответствующих министерств, которые заявляют об увеличении объемов строительства и ввода в эксплуатацию жилых и промышленных объектов в пределах коридора 1-3%.