Google считает главным вызовом для Android создание дешевых смартфонов
Главный вызов, который сейчас стоит перед мобильной платформой Google Android, заключается в создании недорогих смартфонов для массового рынка, заявил РИА Новости директор по партнерским программам Android по региону EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка) Ричард Тернер.
«Самая важная задача для Android, в том числе в России, состоит в распространении платформы в нижний ценовой сегмент. Мы должны совместно с производителями смартфонов сделать недорогие устройства, удовлетворяющие потребностям массового рынка», — сказал Тернер.
Представитель Google не смог назвать конкретного ценового ориентира для Android-смартфонов нижнего уровня, отметив, что ценовая планка постоянно снижается.
Смартфоны действительно дешевеют и последовательно вытесняют обычные сотовые телефоны во все более недорогих ценовых сегментах, свидетельствует статистика российского рынка от крупнейших сотовых ритейлеров «Евросеть» и «Связной», а также аналитической компании IDC. Android-аппараты играют в этом тренде ключевую роль, быстро увеличивая свою рыночную долю.
«Российский рынок очень чувствителен к цене из-за неразвитости практики операторского субсидирования. В Европе, США или Японии покупатели зачастую просто не знают, сколько стоит то или иное устройство, поскольку его стоимость включена в платежи за связь по контракту сотового оператора», — говорит аналитик IDC Саймон Бейкер.
Google не получает отчислений от производителей Android-устройств, подчеркнул Тернер, так что для крупнейшей в мире интернет-корпорации экспансия Android важна в контексте распространения собственных интернет-сервисов.
На западноевропейском рынке доля смартфонов дешевле 200 долларов составляет менее 10%, то в России она приближается к 40%, свидетельствуют данные IDC. В 2009 году таких моделей на российском рынке практически не было.
Средняя цена проданного в России смартфона снизилась в 2011 году на 11-12% до уровня 10,6-11,1 тысячи рублей, подсчитали «Евросеть» и «Связной».
По данным «Связного», за последний год доля смартфонов в ценовом сегменте устройств за 10-15 тысяч рублей выросла с 60% до 92%, в сегменте 7,5-10 тысяч рублей — с 45% до 71%, а в сегменте 5,0-7,5 тысяч рублей — с 15% до 49%. В более дешевых ценовых категориях пока по-прежнему преобладают обычные мобильные телефоны.
Среди смартфонных платформ Android лидирует с долей в 40% в сегменте 10-15 тысяч рублей, однако в более дешевых устройствах доминирует Symbian и bada (развиваемая Samsung собственная платформа). Впрочем, учитывая быстрое сокращение доли Symbian по естественным причинам (единственный вендор — Nokia — отказалась от дальнейшего развития этой платформы), основным соперником Android в недорогих смартфонах может стать bada.
По данным «Евросети», именно две последние операционные системы росли быстрее остальных в 2011 году — почти в шесть раз, при том, что российский рынок смартфонов в целом лишь удвоился (по числу проданных устройств).
Львиную долю недорогих смартфонов продают в России два вендора — Nokia и Samsung — они же крупнейшие производители сотовых телефонов вообще. Но если продажи Samsung, опирающейся сразу на Android и bada, быстро растут, то у Nokia, напротив, уменьшаются. Правда, финская компания также собирается выпустить недорогие смартфоны на платформе Microsoft Windows Phone.
Смартфоны представляют собой один из наиболее динамично развивающихся рынков электронной продукции в России. Впрочем, до показателей развитых стран по-прежнему далеко: если в Западной Европе на смартфоны приходится больше половины сотового рынка в количественном выражении, то в нашей стране, по разным оценкам, лишь от 19 до 21%.