Эрик Клэптон пополнил ряды COVID-диссидентов
Английский певец и гитарист Эрик Клэптон заявил на днях, что не будет участвовать в концертах, на которые будут пускать только зрителей с документами о прививках от COVID-19. Это решение связано с его негативным личным опытом прививки вакциной AstraZeneca. Очередной концертный тур Эрика Клэптона начинается 13 сентября в Техасе, а закончится в июне 2022 года концертами в России. Борис Барабанов разбирался в том, насколько решение Клэптона может повлиять на расписание его гастролей, а также выяснял, как в России внедряется практика зрелищ COVID-free.
Британская шоу-индустрия буквально только что вернулась к нормальной деятельности после полуторагодового простоя, связанного с коронавирусными ограничениями. Понедельник, 19 июля, в прессе даже называли «днем свободы». В клубы пришли не только их завсегдатаи, но и молодые люди, которые там в принципе никогда не бывали. Однако в этот же день премьер-министр Борис Джонсон заявил, что с сентября для входа в клубы и концертные залы Британии потребуется предъявить доказательства полной вакцинации.
Резкий комментарий рок-иконы Эрика Клэптона появился в Telegram-канале итальянского архитектора и продюсера Робина Монотти, активного противника тотальной вакцинации. Ранее, в мае, Клэптон сообщил там же, что в феврале 2021 года сделал прививку AstraZeneca и в течение десяти дней его самочувствие было «тяжелым». Через полтора месяца после первой прививки он сделал вторую, и на этот раз реакция была «катастрофической»: руки то мерзли, то теряли чувствительность, то горели. На протяжении двух недель гитарист не мог ничего делать руками и боялся, что больше никогда не сможет играть.
В ответ на заявление Бориса Джонсона Эрик Клэптон сообщил, что отказывается выступать на каких-либо концертных площадках, на которых будет практиковаться дискриминация аудитории. «Если в зале не будет гарантировано присутствие всех, кто захочет прийти, я оставляю за собой право отменить шоу»,— заявил гитарист.
Так 76-летний музыкант напомнил о том, что классический рок — это музыка протеста. В XXI веке преобладает противоположная точка зрения, часто можно слышать о том, что рок — это все же в большой степени развлечение, а его «революционная» суть осталась в прошлом. Клэптон, по его собственным словам, не просто прочувствовал на себе побочные эффекты AstraZeneca, но и подробно изучил тему безопасности вакцинации. И об этом он также написал в опубликованном весной письме, назвав свою тактику «пассивным бунтом».
Еще в ноябре 2020 года вместе с ирландским коллегой Вэном Моррисоном Клэптон записал новую версию песни «Stand and Deliver». Средства от продаж сингла были направлены на открытый Моррисоном фонд поддержки живой музыки, пострадавшей от правительственных антиковидных ограничений. В июне друзья выпустили еще одну песню — «The Rebels». В ней они поют: «Куда подевались все бунтари? Спрятались за мониторы своих компьютеров? А где же дух, где душа? Куда подевались все бунтари?»
Фактически Эрик Клэптон относится к достаточно незначительной пока в музыкальной среде прослойке «ковид-диссидентов». Помимо их с Вэном Моррисоном активности известно также, например, о том, что английская артистка шри-ланкийского происхождения MIA в прошлом году заявляла: «Я скорее сдохну, чем уколюсь». Позже она уточнила, что протестует не против вакцинации как таковой, а против «компаний, которые наживаются на здоровье людей». Однако громкий протест против COVID-free-концертов пока выразил только Эрик Клэптон.
В связи с этим фанатам рок-ветерана нужно внимательно следить за антивирусной политикой властей. В разных странах кампания по борьбе с COVID-19 строится по-разному и ограничения тоже разные. Например, в США, где у Клэптона запланировано восемь концертов, поклонники могут быть спокойны. В большинстве концертных залов страны о подтверждении вакцинации зрителями речь не идет.
В рамках этого же турне Эрик Клэптон собирается выступить в московском Crocus City Hall 21 и 22 июня 2022 года. По словам организатора концертов, главы компании «Русский шоу-центр» Владимира Зубицкого, на сегодняшний день Crocus City Hall работает без ковид-ограничений с заполняемостью 100%. Если концерт проводился бы завтра или послезавтра, не было бы никаких проблем. «Мы живем сегодняшним днем,— сказал господин Зубицкий.— Что будет в следующем году, загадывать не будем».
При этом московский концертный зал «Главклуб» проводит тестовый концерт в формате COVID-free в начале августа, с сентября планирует распространить этот режим на все свои события и призывает коллег по индустрии присоединиться к инициативе. Генеральный директор площадки Игорь Тонких так прокомментировал “Ъ” решение двигаться в этом направлении: «Дьявол в деталях. Комментарий Клэптона касается заявления Бориса Джонсона о необходимости предъявить справку о прививке. Совершенно другие требования у нас: можно не быть переболевшим и не делать прививки, достаточно подтвердить, что ты не заразен, что подтверждается валидным, сделанным по определенному регламенту тестом». По словам господина Тонких, ни русские, ни зарубежные артисты, с которыми велись переговоры о концертах в «Главклубе», не считают эти правила дискриминацией. Что же касается зрителей, то спад их покупательской активности на фоне внедрения формата COVID-free предприниматель считает возможным на определенном промежутке времени: «Сделать тест — задача продолжительностью от пары часов до половины дня. И не ради концерта каждого артиста захочется их тратить. В своих возможных сценариях я допускаю снижение посещаемости до трети или даже больше. Новая реальность потребления в энтертейнменте наступит и может быть посчитана только после возвращения больших западных артистов к полноценным гастролям. Что случится не ранее чем через год».