Чтобы путь был добрым: производство асфальтобетонных смесей
Современный автомобильный трафик невозможно представить без соответствующего дорожного покрытия. Как и движение пешеходов по тротуарам. Ни большегрузы, ни легковушки не смогут быстро преодолевать расстояния по ямам и бездорожью. А время, как известно, деньги. А еще зачастую возникает вопрос — почему в городах не сохраняют старинные булыжные мостовые? Ведь это эстетично. Верно, эстетично, но не практично. Ходить по такому покрытию будет неудобно, а иногда и невозможно. Не говоря уже об автомобильном движении.
С чего начался асфальт
Дорожный камень стал уходить в небытие в первой половине XIX века с началом индустриальной эпохи. И тогда на смену ему пришло покрытие, которые мы сейчас называем асфальтом, что не совсем верно. Потому что асфальт бывает природным — это темная минеральная смола. Ею пользовались еще до наступления нашей эры, этот материал присутствует в составе Великой китайской стены, некоторых клеев и лаков. А еще смолу используют для кровельных работ.
А магистрали, трассы и тротуары покрываются асфальтобетоном — смесью искусственной, получаемой без обжига.
Из чего состоит асфальтобетон
Для производства асфальтобетонных смесей используются несколько компонентов. Но можно выделить основные:
- битум;
- щебень;
- песок;
- гравий;
- минеральный порошок;
- вяжущее вещество.
Особенности компонентов асфальтобетона
Иные компоненты могут меняться, поскольку асфальтобетон имеет разновидности, обладающие разными свойствами. Ведь укладывать одинаковое дорожное полотно на территориях с разным климатом, погодными условиями, особенностями грунта нельзя.
К тому же, компоненты искусственной смеси для будущей дороги имеют особенности.
Те же гравий, щебень и песок называются заполнителями, но делятся на крупные и мелкие. Первые два как раз относятся к крупным. Эти, как сказали бы в народе камни, будут позднее сцеплены вяжущим веществом и создадут основу покрытия. И для производства асфальтобетонных смесей подойдет не любой гравий и щебень. Здесь учитываются размеры зерен. К мелким заполнителям относится песок, и к нему тоже предъявляются определенные требования. Так, речной для будущей дороги по составу не подойдет. Нужен либо карьерный, либо тот, что получается после дробления щебня. Почему такие требования к песку? Потому что он служит прочности асфальтобетона, именно благодаря ему покрытие будет прочным и выдержит перепад температур.
Что же такое вяжущее вещество? Как правило, это битум (именно это и есть природный асфальт, которым мы зовем намного более сложное покрытие). Эта смола может иметь разное агрегатное состояние, то есть быть вязкой (отсюда и название) или даже жидкой. Какой она должна быть в обустройстве данной конкретной дороги, зависит от конкретных условий. Коэффициент определяется технической документацией. Кстати, в нашей стране производство асфальтобетонных смесей регулируется специальным ГОСТом. А именно ГОСТ 9128-2013. Также на вязкость битума влияет весь состав смеси и температура, при которой будут укладывать дорогу. Зачастую у горожан вызывает массу возмущений укладка асфальта в холодное время года и даже в снег. Так вот, такая технология действительно существует, и она допустима. И в таком случае вяжущее вещество при проведении дорожных работ должно быть жидким.
Что касается функции минерального порошка, то он оказывает прямое влияние на свойства вяжущего вещества. Так, если реагента в асфальтобетонную смесь добавить слишком много, то прочность дорожного покрытия будет ниже, особенно зимой. Такие нарушения технологии производства асфальтобетонных смесей мы видим тогда, когда свежеуложенный асфальт не переживает холода и обледенение.