Богатырский удар российского кино
В российский прокат «как выпрыгнула, как выскочила» сказка Дмитрия Дьяченко «Последний богатырь». Выпрыгнула сказка – фэнтези при поддержке компании Disney весьма феерично – зритель хохочет до коликов в животе.
Сказочной фантасмагорией довольны все – от мала до велика. Подобной «веселухи» на отечественном экране не было со времен великого сказочника СССР Александра Роу. Проект – масштабный, сюжет – захватывающий, актерская игра – на высоте. Да и сама сказочная вселенная Белогорье поражает реалистичностью происходящей в ней чарующей небывальщины. Правда, сразу же нашлись злопыхатели, которые сочли «хромакей» «Последнего богатыря» ненатуральным – «Шрэка», что ли, снимали? Но зрителю до «хромакея» и дела нет, его красочная и вполне правдоподобная картинка фильма вполне устраивает. Особенно хороша избушка-на-курьих ножках – отдельный персонаж, живущий своей собственной жизнью, хотя одушевленным предметом домишко Бабы – Яги назвать сложно. Да и «горе-богатырь» из Москва-Сити Иван (Виктор Хориняк, он же обаятельный бармен Костя в полюбившемся народу сериале «Кухня») нравится всем без исключения.
Надо ж такому диву – дивному приключиться: «маг» по прозвищу Светозар из телеигры «Битва экстрасенсов» попадает в волшебный мир, где нет инсценировок, «подставных» и пересъемок, а есть реальная, живущая по своим, не поддающимся логике человека из XXI века, законам. Того и гляди, на завтрак «сожрут», либо в жабу обратят. Вот и будешь, вместо того, чтобы пачки купюр за очередное снятие «порчи» или «приворот» отсчитывать, до смертного одра квакать в болоте. Или превратишься в каменную статую по воле зловещей владычицы райского и пригодного для привольной жизни (но райского только на первый взгляд!) Белогорья Варвары (Екатерина Вилкова).
С первых кадров фильма становится ясно: «Последний богатырь» ломает устоявшиеся жанровые клише и рассказывает совершенно «бесбашенную» современную историю про нелегкое житье-бытье Кощея Бессмертного (Константин Лавроненко), Бабы-Яги (Елена Яковлева), Водяного (Сергей Бурунов) и жабы Василисы (Мила Сивацкая), зажатых Варвариной «железной пятой» до ломоты в костях и писка мышиного.
Вначале и не разберешь, кто тут плох, а кто хорош.
Сказочная нечисть, по идее, должная людей изводить. Ан нет! Согласно задумке создателей фильма, армия отрицательных персонажей являет собой сборище угнетенных карбонариев-добряков, отправившихся на поиски заветного меча — кладенца. Не то попадет он в Варварины белые рученьки, которая всех богатырей в Белогорье извела, тут-то и начнется беспредел, причем безобразие совсем не сказочного толка!
Вот тут-то в центре событий и появляется последний герой сказочного боевика – Иван-Светозар. Молодой симпатичный авантюрист, практикующий отъем денег у не совсем умных людей, но очень богатых людей, верящих в сверхъестественное. Светозар заваривает такую кашу из… меча-кладенца, что любо-дорого смотреть! Однако вояж в Белогорье и из афериста делает человека, способного на хороший поступок — но уже за пределами сказки. Какой именно? Посмотрите «Последнего богатыря», и узнаете! Судя по финалу, «экстрасенс» Ваня завяжет со своими сомнительными махинациями и непременно станет на дорожку добра.
Кстати, о добре и зле. Именно этот нюанс сказки Дьяченко является камнем преткновения и главной занозой в крепкой сердцевине фэнтези. Критики справедливо отмечают, что «Последний богатырь» «размывает грань между добром и злом». Дети, привыкшие к тому, что Кощей Бессмертный или Баба-Яга – плохие персонажи, видят на экране симпатяг-добряков, которых мучает злющая Варвара – супруга, простите, Добрыни Никитича (Евгений Дятлов). Добрыня тоже какой-то… недобрый. Задумал стать бессмертным чародеем, сместив с этого почетного сказочного поста Кощеюшку. А Кощей козней не строит, рыбку, выловленную из Смерть-реки поджаривает, и друзьям чем может — поможет.
В неокрепшем и несформированном мозгу ребенка возникает путаница: где зло, а где – добро? Вопрос для шестилетнего малыша не по — сказочному очень серьезный: он еще не способен увидеть полутонов, понять, что бывает «злое добро» и «доброе зло».
Попытка объяснить ребенку, что Добрыня Никитич одержим комплексом «всегда быть вторым», не прокатит! Слово «конкуренция» для маленького зрителя – пустой звук. Так что сказка Дмитрия Дьяченко получилась очень хорошая, смешная и красочная, да не совсем детская. «Последний богатырь» — крепкое фэнтези для взрослых, которые будут до упаду смеяться над нелепым Чудом-Юдом (Александр Семчев), которого Иван-Светозар довел до экстаза песней Стаса Михайлова. «Ах, какая женщина, мне б такую» ( старый-добрый»Фристайл). Баба получилась из Семчева славная! В фильме, правда, другая песня звучит, михайловская, но общего смысла соблазнения чудовищной «красотки» это обстоятельство не меняет.
Дети не поймут и шутки с уклоном в геронтофилию – Баба-Яга, дабы совратить охочего до юных дев Водяного, по нужде лакомится молодильными яблочками, превращаясь после яблочной терапии в сексапильную мадам средних лет. Дети смотрят на родителей и тоже смеются. А раз зал взрывается смехом – это верный показатель, что фильм Дьяченко сорвет большой куш и потребует логического продолжения съемок «Последнего богатыря-2». Тем более, в финале сказки такой хитрый крючок с явным намеком на сиквел имеется. К тому же, настоящий Белый маг Светозар (Тимофей Трибунцев) продолжает метаться меж мирами, то и дело разрывая сказочный «континуум».
Единственный существенный минус сказки – композиции на английском языке, которые абсолютно не ложатся на русскую почву. Какой-то «Шрэк» на глазу, да и только!
Но это уже другая история. «Последний богатырь» продолжает срывать аплодисменты и вырывается в лидеры отечественного проката. Картина нанесла поистине богатырский удар по прокату – свыше 1 млрд. рублей всего за 11 дней просмотра!