Безопасность на дороге превыше гендера
Сколько нелестных эпитетов уже придумано в адрес женщин за рулем. Соцсети изобилуют различными фото и видео доказательствами женской беспечности на дороге, а мужчины в один голос повторяют – «варила бы лучше борщи дома». Исследователи всех стран стараются разобраться в вопросе с научной точки зрения и поставить уже, наконец, точку в этом споре.
Статистика упряма.
Если обратиться к сухим фактам, количество дорожно-транспортных происшествий, совершенных женщинами, примерно в три раза выше, чем мужчинами. Если же рассмотреть эти цифры детально, аварии по вине женщин, как правило, гораздо менее тяжкие. Если обобщить, типичные происшествия с участием женщин водителей следующие:
1) Столкновение с припаркованным автомобилем при маневрировании на стоянке;
2) Удар о стену и другие статичные препятствия во время парковки;
3) Столкновение при выезде из прилегающих территорий и т. д.
Происшествиями наиболее характерными для мужчин являются:
1) Лобовое столкновение;
2) Наезд на животное;
3) Столкновение при перестроении и пр..
Выходит, что женщины хоть и намного чаще мужчин становятся виновницами аварий, наносят гораздо меньший ущерб и себе и окружающим.
Но как среди женщин, так и среди мужчин есть опытные водители. Они выбиваются из статистики, так как уже научились следить за дорогой, дорожными знаками и пешеходами. Они знают, что лучше доверять электронным табло на трассе, говорящим, что дорога скользкая, ведь дорожные датчики намного точнее оценивают дорожное полотно, чем человеческий глаз.
Хромосомы влияют?
Говорить о какой-либо объективности данных сложно. У каждого наверняка есть как знакомые женщины, которые в вождении не уступают пилоту болида Формулы 1, так и мужчины не умеющие припарковаться без очередной вмятины. Да, существуют определенные особенности исходя из социальных ролей. Например, женщины чаще ездят с детьми, поэтому могут быть более аккуратны. Мужчины же эволюционно настроены на конкуренцию, поэтому могут вести себя на дороге вызывающе. Но ведь это только стереотипы.
Предвзятое мнение.
Исследования психологов показывают, лучше всего с любой задачей справляются те, кто увлечен тем, что делает. Любовь к автомобилям — вполне стандартное мужское увлечение, прививаемое с раннего детства. Маловероятно, чтобы увлечение девочки машинками и игрой в «гонки» поощрялось. Родители, скорее всего, скажут стандартное «это не женское дело», или пренебрежительное «ты же девочка!». Получается женщинам разбираться в технике запрещено воспитанием. Отсюда и стереотипы, в которые сами женщины охотно верят и соглашаются со своей навязанной неумелостью в вождении. Фокус восприятия работает так, что чем больше мы убеждены в чём-то, тем больше доказательств этому находим.
Кто же такой этот на 100% безопасный водитель? Маркетологи страховых компаний недавно составили среднестатистический портрет такого идеального клиента. Это женщина в возрасте от 38 до 52 лет, имеющая ребенка до 13 лет, управляющая хэтчбэком. Тут можно возмутиться, но… Фактически, из четырех показателей только один про половую принадлежность. Да и тот имеет больше социального контекста, чем биологического. Мужчина этого же возраста на автомобиле того же класса, везущий ребенка из школы тоже навряд ли поедет в лобовую атаку на обидчика или превысит скорость.
Гарантирует ли спокойная манера езды безопасность, а любовь к автомобилям — профессионализм? Пожалуй, ответ, как и всегда, где-то посередине. Особенность любых ситуаций на дороге в их внезапности. Особенность манеры вождения в личной ответственности и осознанности.
Автор: Денис Никулин