Архитектура на смоленских улицах


Архитектура на смоленских улицах

Кто-то из великих сказал, что архитектура — это застывшая музыка города. Корреспондент «Рабочего пути» специально прошелся по улицам Смоленска и составил краткий путеводитель по основным стилям, которые можно увидеть в нашем городе.

Древнерусская крестово-купольная архитектура

P4117309.jpg

Гражданских памятников XI-XVII веков сохранилось очень мало. Но храмы этого периода можно увидеть чаще. Смоленск — не исключение. Чем они интересны? Как правило, это прямоугольные здания, стены которых ориентированы по сторонам света. Венчают церкви купола, количество которых может варьироваться от одного до тринадцати! Но и церковь Петра и Павла, и храм Михаила Архангела венчает один купол, который приподнят на специальном основании – барабане.

Барокко

_MG_6095.jpg

Этот архитектурный стиль пришел в Россию в самом конце XVII века. Первые постройки появились в Москве, потом барочными зданиями активно застраивался Петербург. Стиль барокко определить просто: его главные особенности — сложные формы и обилие украшений. Собственно, сам термин «барокко» в переводе с итальянского означает «причудливый, странный». Крупнейший в Смоленске памятник барокко — это, конечно, Успенский собор, который строился практически сто лет. Среди интересных барочных памятников города – Троицкий монастырь на Большой Советской.

Модерн

_MG_3136.jpg

Здания в этом архитектурном стиле появились в конце XIX — начале XX века. Обилие стекла и железа, использование мозаики и росписи на фасадах, необычные изогнутые линии и асимметрия — все это приметы модерна.

Именно такие, воздушные, как торты, два здания по улице Ленина — №10 и 14. Сейчас в них располагаются кафе, а раньше это были дома причта и входили в единый комплекс с кирхой.

Классицизм

PA051415.jpg

Это архитектурное направление было распространено в конце XVIII — первой половине XIX века. В классическом стиле в России строили дворцы, усадьбы, театры и даже склады! Лучший памятник зрелого классицизма в Смоленске — это Дом дворянского собрания, а ныне филармония.

Ключевая деталь, по которой можно без труда опознать памятник эпохи классицизма, — это колонна. Точнее, много колонн. А еще классический стиль отличается сдержанностью, симметричностью и лаконичным декором.

Сталинская неоклассика

_MG_8315.jpg

В сталинское время архитекторы стали вновь обращаться к классическому наследию. Но происходило это своеобразно. Здания 1930-1940-х годов были величественными и помпезными — с колоннами и лепниной, настенными росписями и обилием декора с советской символикой. В моду вновь вошли колонны. Яркий пример это стиля в Смоленске — областная администрация на площади Ленина.

Типовая архитектура хрущевского и брежневского времени

_MG_2608.jpg

Вместе с эпохой Сталина закончилась и эпоха «архитектурных излишеств», монументализма. Следующие десятилетия, как пишут в учебниках, подарили нашей стране сотни невыразительных зданий, возведенных по типовым проектам. Их можно встретить как в жилой застройке того времени, так и в общественной архитектуре — такими стали школы, больницы и кинотеатры. Впрочем, наш «Современник», возведенный в 1969 году, по-своему прекрасен.

По материалам сайта www.culture.ru и книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область» (Москва, изд-во «Наука», 2001 г.).

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.