Смоленская область. До весеннего сева осталось меньше двух месяцев
До начала весенних полевых работ остается около двух месяцев. Предположительно, они развернутся на площади не менее 200 тысяч гектаров. Цифра не новая, область вплотную подошла к этому рубежу уже прошлой весной. Нынче, учитывая возросшую потребность в качественных кормах, можно надеяться, что региональный АПК осилит запланированный 11-процентный прирост посевных площадей.
Однако страда легкой не бывает. Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию довел задание по структуре посевных площадей и валовому сбору зерна до всех своих районных управлений. За критерий взяли специализацию региона — молочное животноводство и свиноводство. Желаемый результат – увеличение сбора фуражного и товарного зерна до 300 тысяч тонн и получение 25 центнеров кормоединиц на голову скота. По предварительным расчетам, это должно быть достигнуто за счет роста посевных площадей на 21 тысячу га и урожайности не менее 22 центнеров с га.
И тут же «вылезли» первые нестыковки. На дату проведения совещания выполнение задания по яровому севу не подтвердили Глинковский, Ершичский, Краснинский, Монастырщинский, Починковский, Сафоновский районы. Всего — на 5 929 га. Валовой сбор зерна под вопросом в Гагаринском, Глинковском, Кардымовском, Краснинском, Монастырщинском, Починковском, Новодугинском и Сафоновском районах. В общей сумме на 14 643 тонны. Случайность или несовпадение интересов чиновников от АПК и конкретных сельхозтоваропроизводителей?
Как отметил в своем выступлении начальник профильного департамента Виктор Маркелов, область обеспечена необходимым количеством семян высоких репродукций, если же потребуются дополнительные закупки, то они будут субсидированы из регионального бюджета. То же самое и с минеральными удобрениями.
Казалось бы, созданы все условия для успешного проведения сева, но… Похоже, что если доведенные задания по севу и будут выполнены, то только за счет тех районов, которые традиционно несут на себе основную нагрузку по сельскохозяйственному производству. Об этом сказал и губернатор Сергей Антуфьев, отметив, что при почти равных условиях разница между муниципалитетами в развитии агросектора достигает астрономических размеров. Например, в Велижском, Демидовском, Ершичском, Кардымовском, Угранском, Темкинском, Шумячском районах посевной клин недотягивает и до 3 тысяч га. И какую рентабельность производства тут можно ожидать?
Жизнь показала, что какие бы суперинновационные проекты ни примерялись к смоленскому селу, все равно главной доходной статьей регионального АПК остается производство молока. А это означает, что без годовых надоев в 4 тысячи кг на корову счастья нашим аграриям не видать. Такое возможно только с хорошим фуражом и кукурузой, которую многие хозяйства успешно выращивают. Поэтому по зерну, молоку и мясу «тянуть» регион вперед придется сильнейшим. «За себя и за тех парней», которые засевают менее 3 тысяч га на район.
Вызывает большие сомнения намерение сохранить на прежнем уровне посевные площади под картофель и лен. Супервысокая рентабельность того же картофеля представляется скорее плодом воображения кабинетных экономистов, нежели реальностью. Да и как можно подсчитать этот показатель, если большая часть смоленской картошки до сих пор лежит в лучшем случае в овощехранилищах, а вообще – в буртах, пустующих коровниках и прочих подсобных помещениях. И продавать его приходится не по желаемой цене, а за сколько возьмут. В апреле, когда пойдет самый спрос на этот продукт, ситуация вряд ли изменится к лучшему. Тогда к нам потянутся фуры из соседних, также переполненных картошкой Брянского и Тульского регионов. Потому что если нашим крестьянам еще удается сбывать свой продукт по 6 рублей за кг, то там его отдают по 3 рубля. Вот и считайте после этого рентабельность.
А про ситуацию со льном лучше всего сказал глава муниципального образования «Сафоновский район» Вячеслав Балалаев. Отвечая на вопрос губернатора, что необходимо сделать для наращивания темпов сельхозпроизводства, он поставил на первое место урегулирование вопросов собственности на землю. Если это не сделать в ближайшее время, то никакого инвестора на селе ждать не стоит. Кто пойдет вкладывать деньги в неизвестно кому принадлежащую недвижимость? А земли сельхозназначения, особенно самые удобные, вблизи федеральных трасс давно поделены на паи и скуплены неизвестно кем.
Давно назрело решение вопроса и с переработкой льна. В прошлом году сафоновские крестьяне не знали, куда его деть. Потребители, много обещавшие весной, слишком вольно отнеслись к своим обязательствам. Было бы справедливо, если бы они возместили льноводам не только понесенные теми затраты, но и упущенную прибыль.
Нужна финансовая помощь региональных властей и в проведении рекультивационных работ на месте бывшей пашни: около 40 процентов полей заросло кустами.
На выступлениях других глав, жаловавшихся на тяжелые глинистые почвы, обилие камней на полях и прочие козни небесные, из-за которых полевые работы затягиваются или вообще нерентабельны, останавливаться не стоит. Остается только надеяться, что если не по картофелю и льну, то по рапсу, зерну, кукурузе и, как следствие, по производству молока и мяса область все же сделает трудный, но заметный шаг вперед. Буквально все направления работы поддержаны региональными субсидиями, дотациями, кредитными ресурсами. Надо только уметь грамотно пользоваться этой помощью и осознавать, что сельское хозяйство не придаток, а локомотивная отрасль областной экономики.
автор: Андрей Завьялов
«Рабочий путь» Смоленск