В Минфине рассказали, что ждет доллары и евро в России
Сейчас доллар однозначно стал токсичной валютой, как и евро, заявил замминистра финансов Алексей Моисеев в интервью РБК. Сам Моисеев поддерживает тех экспортеров, которые считают, что нет необходимости копить активы в этой валюте, и отмечает, что валюта, на которую в первую очередь сейчас все смотрят, — это юань.
Дедолларизация
Министерство финансов не поддержало идею Банка России о директивной дедолларизации балансов госкомпаний. По словам Моисеева, ведомство исходило из того, что предлагается заставить компании кому-то эту валюту продать.
«Вопрос: кому и не получится ли так, что в ситуации отсутствия спроса на валюту это только укрепит дополнительно курс? Поэтому мы посчитали такое решение достаточно малоэффективным», — объяснил Моисеев.
Однако сейчас это обсудили в правительстве, и правительство поддержало идею в несколько другом формате.
«Мы в итоге готовим директиву, но там формат будет такой, что компании должны разработать план. Не просто взять и продать валюту всю, а разработать план действий, который будет направлен на то, чтобы что-то с этой валютой сделать», — добавил замминистра.
Изменение роли доллара
«Доллар однозначно стал токсичной валютой, вне всяких сомнений, как, впрочем, и евро. Я считаю, что он не нужен. Я поддерживаю тех экспертов, которые считают, что нет необходимости копить активы в этой валюте. Собственно, это и невозможно. Даже если говорим про неподсанкционных лиц, это абсолютно бессмысленно», — заявил Моисеев.
Очевидный выход — копить в других валютах, считает замминистра.
Альтернативные валюты
Валюта, на которую в первую очередь сейчас все смотрят, — это юань, добавил Моисеев. По его словам, «там и рынок большой, и курс стабильный, во всяком случае по отношению к курсу доллара».
«Но юань не единственная валюта, которая рассматривается. Рассматриваются и дирхам (валюта Объединенных Арабских Эмиратов), и ряд других валют более мелких рынков. Но действительно самая главная проблема, которая есть, связана с нестабильностью этих валют. Те валюты, которые были бы очевидны, как раз имеют эту проблему нестабильности», — рассказал замминистра.
«Если мы посмотрим те же самые рупии, возможность их использования очень ограниченна из-за достаточно жесткого валютного контроля внутри Индии. Там есть достаточно серьезные ограничения в отношении того, что с этой валютой можно делать. В Китае тоже существенные валютные ограничения, но они не так препятствуют использованию валюты», — объяснил Моисеев.
По словам замминистра, вопрос ликвидности — это «вопрос курицы и яйца».
«Посмотрите, как у нас изменился объем [торгов] валютной парой рубль/юань: с февраля вырос в 50 раз. Все расторгуется, если есть спрос и предложение. Но для ввода новых валют сама экономика стран [чью валюту планируется использовать] должна быть достаточно крупной. Если мы возьмем какую-нибудь валюту, которая, может, нам будет подходить по всем характеристикам — тот же самый дирхам, — все равно объем будет ограниченный, потому что рынок достаточно узкий», — пояснил Моисеев. При этом с Китаем целевой товарооборот 200 млрд долларов, и экономическое агенты «привыкнут использовать эту валюту».
Хранение сбережений
Что касается хранения средств, то люди хранили деньги в трех местах, объяснил Моисеев: это ценные бумаги, российские и иностранные, депозиты, рублевые и валютные, и наличные.
«Наличную валюту сейчас не найдешь, да и в принципе это довольно глупо до сих пор хранить наличные. Депозиты в иностранных валютах, если мы говорим про наиболее распространенные токсичные валюты, то это и глупо, и опасно с учетом всей нашей предыдущей дискуссии. В рублях депозиты — вещь хорошая, но мы понимаем, что там доходность 20% и даже 10–15%, конечно, уже не светит. Мы видим, что сейчас идет жесткая тенденция на снижение ставок по депозитам. И в любом случае нам все учебники говорят, что хранить деньги на депозитах на длительный период времени неправильно», — отметил Моисеев.
Что касается ценных бумаг, то замминистра напомнил, что большое количество людей пострадало за счет заморозки их вложений в иностранные ценные бумаги — он не советует никому покупать их. «Поэтому остается наш фондовый рынок, покупать акции», — посоветовал Моисеев.