Разновидности и назначение железнодорожных тормозных башмаков
Железнодорожный тормозной башмак – приспособление для предотвращения самопроизвольного качения, снижения скорости или полной остановки ж/д подвижного состава.
Предназначение
Основные предназначения тормозного башмака:
- Остановка катящегося подвижного состава.
- Закрепление стоящих на путях железнодорожных вагонов.
- Подъём составов, сошедших с рельсов, обратно на ж/д полотно.
- Сбрасывание с железнодорожных путей самопроизвольно движущихся вагонов, «ушедших» с места стоянки, или отцепившихся от локомотивов.
Закрепление вагонов тормозными башмаками позволят предотвратить их самопроизвольное качение. Останавливающие и сбрасывающие модификации предназначены для предотвращения выкатывания неуправляемого подвижного состава на ж/д переезд, навстречу другому поезду, на станции.
Виды тормозных башмаков
На современной железной дороге используются несколько видов тормозных башмаков.
Тип Бюссинга
Конструкции Бюссинга – самый распространённый тип, широко применяемый как на постсоветском пространстве, так и в дальнем зарубежье. Устройство тормозного башмака Бюссинга таково: основание представляет собой стальную пластину – «язык». Длина его составляет 50 см. На «язык» прикреплён упор, с одним или двумя свесами – скошенными сторонами.
- С двумя свесами. Башмаки с двумя свесами предназначаются для установки между соседними колёсными парами, предотвращая движение вагона в обоих направлениях.
- С одним свесом. Модификаций башмаков Бюссинга с одним свесом имеют упор, направленный в одну сторону. На противоположной стороне «языка» имеется приспособление, позволяющее башмаку охватывать рельс и скользить по нему. Оно представляет собой пружину и стержень, позволяющий башмаку удерживаться на рельсе, постепенно гася скорость движущегося вагона.
Масса тормозных башмаков конструкции Бюссинга составляет, в зависимости от конкретной модификации, от 5 до 8 кг. Наряду с переносными, существуют также стационарные варианты, жёстко закрепляемые на рельсе. Устанавливают их, как правило, в тупиках для предотвращения съезда вагонов с ж/д пути. Подробнее о модификациях и эксплуатационно-технических характеристиках тормозных башмаков Бюссинга можно узнать здесь: https://promputsnab.ru/basmak-sostav.html или на другом сайте на ваш выбор. В зависимости от разновидности, основное их предназначение – временная фиксация, торможение или полная остановка движущихся вагонов.
Литой башмак
Другой тип тормозных и фиксирующих устройств, распространённый на российских железных дорогах – литой башмак. Он имеет более простое устройство, недорог в изготовлении и не имеет отдельных деталей. Подобный тормозной башмак для вагона изготовляется методом литья, и представляет собой цельную конструкцию:
- Полоз – основание с двумя боковыми свесами для удержания устройства на рельсе.
- Накладка со свесом – располагается на полозе, и предназначена для фиксации колёсной пары вагона.
- Ручка – находится с тыльной стороны накладки, и предназначается для удобства переноски башмака.
Масса литого тормозного башмака значительно выше, чем у системы Бюссинга, и составляет 16 кг. Большой вес – не единственный его минус. При попытке остановки литым башмаком идущего с большой скоростью подвижного состава, возможен сброс колеса с рельса. А это, в свою очередь, чревато сходом вагона с железнодорожного пути, и поломкой башмака.
Сбрасывающий башмак
Предназначается для снятия движущегося вагона с железнодорожных путей сбрасыванием его под откос. Он является предохранительной конструкцией, для предотвращения выкатывания вагонов, отцепившихся от железнодорожного состава, на переезды, или навстречу движущемуся в этом же направлении поезду.
Сбрасывающие башмаки жёстко закрепляются на рельсах посредством болтов и накладок. Конструкция устройства представляет собой стальную плиту, располагающуюся на поверхности рельса. Для лучшего удержания она имеет боковые рёбра и закрепляющее устройство. Сброс колеса вагона с путей производится с помощью особого трамплина: он поднимает колесо идущего вагона, и направляет его на внешнюю сторону рельсов. В результате обеспечивается его 100% сход с полотна под откос.
По типу привода, сбрасывающие башмаки могут быть ручными или электрическими. В первом случае они приводятся в рабочее состояние вручную, а во втором – дистанционно, с помощью установленного электропривода. Размещаются сбрасывающие конструкции обычно в улавливающих тупиках, на выходах периферийных железнодорожных путей и подъездных линий на центральные железнодорожные магистрали, в точках стоянки составов.
Спаренные устройства
Спаренные тормозные башмаки представляют устройства, состоящие из двух стандартных башмаков, соединённых друг с другом при помощи металлической перемычки – трубы, уголка, швеллера. Подобная конструкция позволяет увеличить эффективность торможения движущегося вагона. Это достигается благодаря одновременному торможению обоих колёс, катящихся по рельсам. При использовании двух отдельных башмаков такой слаженной работы, как в спаренном варианте, получить не удаётся.
Спаренная конструкция обеспечивает одновременное касание колёсной пары скосов упоров. Предотвращается непроизвольное скольжение по полотну одного из башмаков, что обычно становится причиной увеличения тормозного пути, более медленной остановки подвижного состава. Иногда один или оба башмака могут сбрасываться с полотна быстро движущимся вагоном, что практически невозможно при использовании спарки.
Порядок работы с тормозными башмаками
До работы с железнодорожными тормозными башмаками допускается исключительно персонал, прошедший соответствующую подготовку и инструктаж. Это составители поездов, работники станций, полустанков, дистанций пути. Тормозные башмаки хранятся в специальных устройствах, вблизи железнодорожного полотна. Во избежание хищения или несанкционированного их применения, хранилища в обязательном порядке запираются на замок, ключ от которого должен находиться у сотрудника, ответственного за их использование. Например: у дежурного по станции, составителя поездов и так далее.
Для фиксации вагонов состава при аварийной остановке, тормозными башмаками оснащается и подвижной состав. Они крепятся на боковой раме колёсной тележки вагона при помощи особого приспособления – подвески тормозного башмака. Согласно установленным на ж/д правилам, эксплуатация тормозного башмака не допускается, если:
- На нём отсутствует маркировка или клеймение.
- Отсутствует ручка для переноски.
- На поверхности имеются трещины и сколы.
- Полоз («язык») расплющен или деформирован вследствие предыдущего применения.
- Изношены или повреждены боковые бортики, удерживающие башмак на полотне рельса.
На объектах, где высока вероятность возникновения пожаров (например, предприятия нефтегазового комплекса) запрещается использовать тормозные башмаки из стали. Во время остановки движущегося состава, при скольжении стального полоза по рельсу, возможно появление искр. А это чревато возникновением пожара или взрыва. В подобных условиях разрешается применять башмаки, изготовленные из цветных металлов – дюралюминия, бронзы, латуни. Эти сплавы исключают появления искр при остановке вагонов о тормозящее устройство.