История успеха: как смолянин попал в «топ» Mail.Ru Group


История успеха: как смолянин попал в «топ» Mail.Ru Group

Mail.Ru Group организовала масштабную профориентационную акцию «День +IT-знаний»: сотрудники компании провели в учебных заведениях – своих альма-матер – уроки-презентации, посвященные настоящему и будущему IT-сферы. В рамках мероприятия в Смоленске побывал креативный директор Mail.Ru Group Дмитрий Осадчук, который провел занятия в школе №33. Дмитрий любезно согласился побеседовать с корреспондентом Smolnarod.ru.

– Дмитрий, как вы стали креативным директором Mail.Ru? Расскажите про свой путь в IT-индустрии.

– В Смоленске я провел сознательную часть жизни – старшие классы и институт; тут я сформировался и нашел друзей. Мои родители были военными, часто переезжали, поэтому особой оседлости у меня не было. В работе я просто шел за тем, чем мне было интересно заниматься, и в том направлении, в котором хотелось развиваться. В Смоленске работал модельером ювелирных изделий в «Смоленских бриллиантах», затем нас перевели в Москву. Со временем в Москве меня взяли в одну из лучших дизайн-студий России – Notamedia: там я специализировался на дизайне цифровых продуктов. Для Mail.Ru Group мы сделали концепцию редизайна соцсети, которая на тот момент была смелым и интересным решением. В компании поняли, что мы классная команда, которой можно доверять, и позвали к себе.

Я все время гнался за интересными задачами, но в то же время опыт изучения технических дисциплин очень сильно меня выделял среди дизайнеров. Есть дизайнеры, которые парят в облаках, как говорится, а я смотрю на дизайн с точки зрения задачи. И высшее образование в этом здорово пригодилось.

– Расскажите о своей компании, какими проектами сейчас занимается Mail.ru Group?

– У Mail.Ru Group сейчас 11 продуктовых бизнес-юнитов, это большая структура с восемью офисами по всей России. У нас работает более четырех тысяч человек. Наша компания – это много разных бизнесов.

– Т.е. это матричная структура организации.

– Верно, она делится по направлениям бизнеса: социальные сети (ВКонтакте и Одноклассники), мессенджеры (ICQ, Агент Mail.Ru и TamTam), рекламные технологии, образование, игры, сервисы поиска и заказа готовой еды и продуктов (Delivery Club и ZakaZaka), сервис бесплатных объявлений Юла и так далее. Задача нашей команды – проектирование и дизайн интерфейсов: у нас 14 человек, которые занимаются главной страницей Mail.Ru, Почтой (всеми ее версиями), медиапроектами и стартапами. Сейчас мы активно работаем над сервисом совместных поездок BeepCar.

– Какие проекты являются «якорями стабильности”, а какие являются ставкой на будущее?

– В этом-то и прелесть матричной структуры: она позволяет делать продуктовое видение очень гибким. Что бы ни стало в данный момент актуальным и перспективным, мы всегда можем перегруппировать ресурсы, что-то усилить, а от чего-то отказаться.

– Можно ли говорить о том, что для того, чтобы создать какой-то прорывной проект, нужно быть интегрированным в такую крупную компанию, как Mail.ru Group? Или более компактные и мобильные творческие коллективы тоже иногда выстреливают, делают успешный продукт и потом поглощаются таким гигантом, как вы?

– Я очень сильно верю в маленькие амбициозные команды, которые могут сделать прорывной, новый для рынка продукт. Проще всего привести пример из мира игр: большие компании делают проработанный до мелочей «играбельный» продукт, а маленькие команды могут создать какую-то нестандартную экспериментальную механику. Она может не пойти, но иногда такие игры взрывают индустрию. И через неделю ты читаешь истории о том, как эти ребята уже едут общаться с Facebook о покупке, встречаются с инвесторами из Кремниевой долины.

– Т.е. вопрос о покупке – это логический финал всех успешных маленьких проектов?

– Нет, не всех. Есть основатели, которые держатся за свой продукт, им важно понимать, как он будет развиваться. Хотя есть проекты, которые изначально делаются под перепродажу, и это тоже хорошо, потому что большие компании, которые покупают маленький интересный стартап, могут помочь ему вырасти своей экспертизой и ресурсами. Те ребята, которые держатся за свой продукт, теряют в этом плане. Но это личный выбор.

– На сегодняшний день если говорить о развитии IT в России и в США, Европе, есть ли у нас какое-то отставание технологическое, либо в плане идей?

– Нет, никакого технологического отставания у нас нет, если не говорить о каких-то офлайновых, промышленные направлениях. У нас создаются интерфейсы и сервисы настолько удобные, что многим европейским и американским командам шагать и шагать. Наши дизайнеры-проектировщики и ребята, которые пишут код, точно не хуже – это факт.

В России есть отставание в плане прорывных идей. На Западе лучше отработана инфраструктура создания чего-то нового, там рынок в этом плане более зрелый, у нас это началось намного позже. Иными словами, сделать мы можем все, но у нас нет зрелости рынка молодых идей, чтобы тестировать самые смелые из них и применять.

– Каким вам видится будущее социальных медиа? В одном из ваших недавних интервью вы сказали, что идеальный интерфейс – это отсутствие интерфейса.

– Да, это новая интересная парадигма Zero UI, согласно которой для использования сервиса тебе ничего делать не нужно. Она уже повсеместно применяется. Пример из автомобильной промышленности: если ты подходишь к автомобилю с ключом в кармане, то можно просто открыть дверь, не нажимая никаких кнопок и не вставляя ключ в замок. Никакого интерфейса нет.

Что касается будущего социальных медиа… С каждым годом в цифровом пространстве уплотняется количество сервисов, количество идей.

– Ну не может же бесконечно уплотняться?

– Бесконечно не может, но сейчас оно нарастает по экспоненте, и количество проектов, которые создаются, гипотез, которые тестируются, просто колоссально. Сейчас у IT-сообщества появилось бесконечное множество инструментов и направлений развития. Самое главное, чтобы продукт появился вовремя, как это произошло с Instagram, Facebook и YouTube. Они были сделаны вовремя – и они взлетели. Но было много очаровательных сервисов, которые родились невовремя – и просто вымерли.

– Возвращаясь к нашему региону. Следите ли вы за тем, что происходит в Смоленской области, вообще в регионах. Есть ли в регионах интересные идеи и может быть кто-нибудь из ваших друзей здесь просится к вам в команду Mail.Ru Group?

– Команда Mail.Ru Group делает очень много для того, чтобы помогать ребятам из регионов получать знания и находить работу в IT-индустрии. «Цифровой голод» на рынке очень сильный, хороших разработчиков днем с огнем не сыщешь.

В свое время основатель Mail.Ru Group Дима Гришин, выпускник Бауманки, по своей инициативе создал Технопарк, где студенты получают дополнительное образование от преподавателей из индустрии. Сейчас Mail.Ru Group поддерживает пять топовых вузов в России, создавая на их базе направления дополнительного образования. Для ребят из регионов есть множество конкурсов и проектов, в которых можно проявить себя: олимпиады для школьников, чемпионаты по программированию, конкурсы по дизайну, курсы на платформе Coursera, сборники видеолекций Технострим, образовательная онлайн-платформа для программистов GeekBrains.

– И вот в этом и есть глубинный смысл той акции, в которой вы сегодня участвуете.

– Именно. Привлечь, заинтересовать ребят на самой ранней стадии, чтобы они примерили на себя этот путь. Множество профессий в IT будут востребованы; это отличная рабочая среда с комфортными условиями.

Раньше была достаточно сильна идея, что надо ехать в Москву – только там можно найти интересную работу. Подобную централизацию нужно менять, на мой взгляд. Я езжу по многим регионам России и вижу, что уже сейчас есть тренд – открывать офисы IT-компаний в городах России. Сейчас многие топовые компании-разработчики с головным офисом в Москве создают отделения в других городах России. Команды, которые там работают, имеют возможность делать цифровые продукты для самых больших брендов и решать самые интересные задачи.

Как я уже говорил, только у нас в России восемь офисов. И это очень правильно, когда у ребят из регионов есть возможность поработать над проектами с более чем стомиллионной аудиторией.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.